Бернардо бертолуччи. лучшие фильмы

С каких фильмов не стоит начинать знакомство с Висконти

Кадр из фильма «Невинный». 1976 год

С последней картины «Невинный» (1976) по раннему роману Габриеле д’Аннунцио: Висконти снимал ее в инвалидном кресле после перелома шейки бедра и не успел закончить. Режиссер умер от тромбоза через несколько дней после просмотра чернового монтажа, которым остался недоволен.

Кадр из фильма «Посторонний». 1967 год

Не лучшая точка входа в мир Висконти и еще одна экранизация (1967) — романа Альбера Камю «Посторонний». Этот фильм со звездами европейского кино Марчелло Мастроянни и Анной Кариной был номинирован на «Золотого льва Святого Марка» в Венеции и американскую премию «Золотой глобус», но наград не получил и был прохладно принят критиками. От Висконти ждали радикальной интерпретации, но он, наоборот, экранизировал Камю слишком близко к тексту, и на фоне других работ фильм кажется блеклым.

Кадр из фильма «Одержимость». 1943 год

И, пожалуй, не стоит начинать знакомство с Висконти с его первого фильма «Одержимость» (1943) с Кларой Каламаи и Массимо Джиротти. Черты уникального авторского стиля здесь еще не проявлены в полной мере и будут лучше видны после просмотра главных картин режиссера.

Двадцатый век (1976) (Novecento)

Арт-хаус / Авторское кино, Драма, Зарубежный фильм

tagHD 1080

Режиссер: Бернардо Бертолуччи

В ролях: Роберт Де Ниро, Жерар Депардье, Доминик Санда

В 1900 году в Италии рождаются два мальчика. Один из них, получивший при рождении имя Олмо, воспитывается в бедной крестьянской семье, а второй, по имени Альфредо, в семье богатого помещика. Но, не смотря на совершенно разное положение в обществе, мальчики становятся друзьями. Свою дружбу им предстоит пронести через всю жизнь. Их юность проходит под аккомпанемент Первой мировой войны, а зрелость выпадает на жестокую Вторую мировую войну и диктаторский режим фашиста Муссолини. Но что бы не случалось в мире и в Италии, Олмо и Альфредо останутся друзьями до конца своих дней.

«Ускользающая красота» (1996)

История об очаровательной юной американке, которая после самоубийства матери, знаменитой поэтессы и топ-модели, уезжает в Италию. Она собирается провести лето на вилле давних друзей семьи, расположенной на фоне живописных холмов Тосканы. Там девятнадцатилетняя Люси вновь встречает мужчину, который четыре года назад подарил ей первый поцелуй и, как она считает, написал ей лучшее в жизни письмо. У девушки есть еще один важный мотив приезда в Италию: она хочет узнать, кто же является ее настоящим отцом. В дневнике ее матери есть запись о близости с неназванным мужчиной в августе 1975 года, в результате которой на свет появилась Люси. Юной американке предстоит пережить еще не одно потрясение и открытие…

В переводе с итальянского название фильма звучит, как «Я танцую сама по себе». Кстати, Лив Тайлер могла не сыграть в фильме Бертолуччи. Когда ей позвонили от режиссера и предложили роль, Лив ответила отказом. Но ее отец Стивен Тайлер убедил дочь, чо такой шанс выпадает только раз в жизни. В итоге, роль юной Люси сделала Лив звездой и открыла ей дорогу в Голливуд.

Награды

Кинематографические награды

  • 1971: Премия Национального общества кинокритиков за лучшую режиссуру
  • 1973: Настро д’Ардженто за лучшую режиссуру
  • 1987: Премия Оскар за лучшую режиссуру
  • 1987: Премия Оскар за лучший адаптированный сценарий
  • 1987: Золотой глобус за лучшую режиссуру
  • 1987: Золотой глобус за лучший сценарий
  • 1987: Давид ди Донателло за лучшую режиссуру
  • 1987: Дэвид ди Донателло за лучший сценарий
  • 1987: Настро д’Ардженто за лучшую режиссуру
  • 1987: Премия Гильдии режиссеров Америки лучшему режиссеру
  • 1997: Почетное упоминание на Международном кинофестивале в Локарно
  • 1997: Награда за особую визуальную чувствительность в режиссуре в Camerimage
  • 1997: Премия за сотрудничество с режиссером — постановщиком фотографии ( Витторио Стораро ) в Camerimage
  • 1998: Признание свободы слова Национальным наблюдательным советом
  • 2007: Золотой лев за карьеру на Венецианском кинофестивале
  • 2011: Почетный Palme d’Or на Каннском кинофестивале

Ускользающая красота (1996) (Stealing Beauty)

Арт-хаус / Авторское кино, Драма, Зарубежный фильм, Мелодрама

tagHD 1080, tagHD 720

Режиссер: Бернардо Бертолуччи

В ролях: Лив Тайлер, Джозеф Файнс, Джереми Айронс

Похоронив мать, известную топ-модель, покончившую жизнь самоубийством, молоденькая американская девушка едет в Италию. На эту поездку девушка возлагает большие надежды, она планирует не только хорошо провести лето в шикарном загородном доме, куда ее пригласили пожить друзья покойной матери, но и разыскать своего отца и обязательно завести близкие отношения с каким-нибудь молодым человеком. А главное, девушка надеется раскрыть секрет очень загадочной фразы, написанной ее матерью в личном дневнике.

Тематика фильмов Бертолуччи

Критики делят фильмографию Бертолуччи на несколько периодов:

·        Первый поэтический период – тот самый, когда он хотел образом победить слово, показать поэзию картин, красок, пейзажей , панорам и человеческих лиц, включая сюда и диалоги, то есть слова, как одну из составляющих тех же образов.

·        Так называемый почвеннический, или приземленный, который был начат фильмом «Стратегия паука» и закончился лентой  «Двадцатый век».

·        И, наконец, так называемый заморский период с китайскими и буддийскими мотивами – фильмы с участием интернациональных звезд кино : в кадре здесь Африка, Китай, Тибет, США.

Почести

  • Гранд-Кавалер ордена За заслуги перед Итальянской Республикой в Италии ( Рим , 2 июня 1988 года), по предложению Совета Министров.
  • Золотая медаль итальянской медалью за заслуги культуры и искусства в Италии ( Рим , 21 февраля 2001). За то, что сумел совместить поэзию и великолепное кино, как это было в истории итальянского кино . За то, что вы знаете, как вести диалог между разными культурами и мирами, оставаясь прочно укоренившимися в культуре вашей страны. За то, что смогла с энтузиазмом и смелостью представить политическую, социальную и культурную историю последних ста лет.
  • Почетная степень магистра истории и критики искусств и исполнительского мастерства Пармского университета ( Laurea Magistrale Honoris Causa in Storia e crisica delle arti e dello spettacolo ). Бернардо Бертолуччи — один из величайших и признанных режиссеров в мире. Его кино является ориентиром для целых поколений режиссеров, взволновало миллионы зрителей, а также вызвало широкие культурные дебаты, выходящие далеко за рамки киноиндустрии, и является предметом значительных исторических и теоретических исследований, опубликованных на всех основных языках мира. .

Что смотреть дальше

1 / 3

Кадр из фильма «Конформист». 1970 год Paramount Pictures

2 / 3

Кадр из фильма «Последнее танго в Париже». 1972 год Les Productions Artistes Associés; Produzioni Europee Associati (PEA)

3 / 3

Кадр из фильма «Двадцатый век». 1976 год Paramount Pictures; United Artist; 20th Century Fox

После «Мечтателей» можно переместиться в 1970-е и посмотреть три главные картины режиссера — «Конформист» (1970), «Последнее танго в Париже» (1972) и «Двадцатый век» (1976). «Конформист» — провокационное исследо­вание природы фашизма. Главный персонаж (героем его назвать сложно), сыгранный Жаном-Луи Трентиньяном, в детстве стал жертвой сексуального насилия. Он чувствует себя не таким, как остальные, ущербным, слабым и, чтобы скрыть эту уязвимость от других, сливается с набирающей мощь организацией — фашистской партией. Бертолуччи рассматривает тотали­таризм как психический механизм компенсации, возможность заместить собственное бессилие чужой силой.

Еще более провокационную форму для исследования социального через сексуальное Бертолуччи выбирает в фильме «Последнее танго в Париже». Американец (Марлон Брандо), который не может прийти в себя после само­убийства жены, снимает квартиру для интимных встреч с молодой францу­женкой (Мария Шнайдер). Он ничего не рассказывает о себе и запре­щает ей говорить о прошлом, происхождении, семье. Их встречи очищены от соци­ального, в отношения вступают не американец и француженка, а анимус и анима, мужское и женское начала как таковые. Выходящая из-под контроля сексуальная агрессия (особенно в знаменитой сцене с багетом и маслом) становится для персонажа Брандо единственным способом выразить давно накопившуюся ярость, бунт против общественных норм.

В фильме-колоссе «Двадцатый век» (он длится пять с половиной часов, а его события разворачиваются с 1901 по 1945 год) Бертолуччи вновь показывает большое через малое, социально-политические процессы итальянской истории первой половины ХХ века через отношения двух друзей, родившихся в одном поместье в один и тот же день, — крестьянина и землевладельца (Жерар Депардье и Роберт Де Ниро).

1 / 3

Кадр из фильма «Последний император». 1987 год Columbia Pictures

2 / 3

Кадр из фильма «Под покровом небес». 1990 год Recorded Picture Company

3 / 3

Кадр из фильма «Маленький Будда». 1993 год CiBy 2000; Recorded Picture Company (RPC); Serprocor Anstalt

После «Двадцатого века» можно посмотреть три фильма, составляющие «восточный цикл»: «Последний император» (1987) с Питером О’Тулом, «Под покровом небес» (1990) с Джоном Малковичем и «Маленький Будда» (1993) с Киану Ривзом. «Последний император» вновь рассказывает историю страны посредством частной биографии — теперь это Китай, и в центре повество­вания — судьба последнего правителя династии Цин Айсиньгёро Пуи. Эта картина стала самым титулованным произведением Бертолуччи: она получила девять «Оскаров», в том числе в номинации «Лучший фильм», а режиссер — персональную статуэтку.

1 / 2

Кадр из фильма «Ускользающая красота». 1996 год Searchlight Pictures

2 / 2

Кадр из фильма «Осажденные». 1998 год BBC Television Centre; Mediaset; Fiction Films; Navert Film; Tele+

После «восточного» цикла стоит ненадолго задержаться в 1990-х и посмотреть два фильма, созданные Бертолуччи после возвращения в Италию, — мелодраму «Ускользающая красота» (1996) с Лив Тайлер в главной роли и социальную драму «Осажденные» (1998).

1 / 3

Кадр из фильма «Костлявая кума». 1962 год Cinematografica Cervi; Cineriz

2 / 3

Кадр из фильма «Перед революцией». 1964 год Cineriz, Iride Cinematografica

3 / 3

Кадр из фильма «Партнер». 1968 год Red Film

А завершить знакомство с творчеством режиссера можно его ранними работами. В полнометражном дебюте «Костлявая кума» (1962) Бертолуччи соединяет традиции детектива, проблематику итальянского неореализма и прихотливую структуру «Расёмона» Акиры Куросавы. «Перед революцией» (1964) — переосмысление сюжета романа Стендаля «Пармская обитель» в стилистике французской «новой волны». «Партнер» (1968) — вольная экранизация «Двойника» Достоевского с Пьером Клеманти и Стефанией Сандрелли в главных ролях. В фильмах 1960-х хорошо видно преодоление влияния Пазолини и рождение собственного стиля Бертолуччи.

Как начать смотреть Куросаву

Как выходец из самурайской семьи изменил мировой кинематограф

С чего начать

Кадр из фильма «Мечтатели». 2003 год

Знакомство с творчеством режиссера лучше начать с его самой известной картины — «Мечтатели» (2003), главные мужские роли в которой сыграли восходящие звезды Майкл Питт и Луи Гаррель, а женскую — дебютантка Ева Грин. В этом фильме видны все основные принципы эстетики Бертолуччи. Во-первых, повествование о большом через малое, об общем — через частное, о политическом — через личное. Действие фильма происходит в Париже в 1968 году, но событиям майской революции — студенческим волнениям, манифестациям у здания синематеки на площади Трокадеро, столкновениям с полицией — посвящены всего две сцены, первая и последняя. Они как скобки, в которые заключена частная история двух молодых парижан и американского студента, приехавшего учиться по обмену.

Большая часть действия происходит в квартире и посвящена разговорам о кино и сексуальным экспериментам. И это вторая важнейшая черта режиссерского стиля Бертолуччи — эротизм в его фильмах часто работает как метафора соци­альных отношений. В «Мечтателях» сексуальное раскрепощение стано­вится формой взросления, политического протеста и освобождения от навязанных моделей поведения.

Кадр из фильма «Мечтатели». 2003 год

Основная сюжетная коллизия фильма, время действия и диалоги помогают увидеть третий ключевой элемент эстетики Бертолуччи. Почти все его фильмы наполнены интертекстуальной игрой — от стилизации под эпоху до россыпи отсылочных кодов для интеллектуального зрителя. Запутанные отношения между двумя молодыми людьми и одной девушкой отсылают к важнейшему фильму французской «новой волны» — «Жюль и Джим» Франсуа Трюффо. Сцена пробежки по Лувру — цитата из годаровской «Банды аутсайдеров». Икону французской «новой волны» Жан-Пьера Лео, защищающего синематеку, играет сам Жан-Пьер Лео — для актера камео в «Мечтателях» стало чем-то вроде машины времени, с помощью которой он вернулся в 1968 год. Кроме того, персонажи бесконечно обсуждают фильмы Чаплина, Бунюэля, Хоукса, Уайлдера, Штернберга. «Мечтатели» — фильм о синефилии для синефилов, признание в любви кинематографу.

Как начать смотреть Годара

И обязательно ли понимать, о чем в его фильмах идет речь

Двадцатый век (1976) (Novecento)

Арт-хаус / Авторское кино, Драма, Зарубежный фильм

tagHD 1080

Режиссер: Бернардо Бертолуччи

В ролях: Роберт Де Ниро, Жерар Депардье, Доминик Санда

В 1900 году в Италии рождаются два мальчика. Один из них, получивший при рождении имя Олмо, воспитывается в бедной крестьянской семье, а второй, по имени Альфредо, в семье богатого помещика. Но, не смотря на совершенно разное положение в обществе, мальчики становятся друзьями. Свою дружбу им предстоит пронести через всю жизнь. Их юность проходит под аккомпанемент Первой мировой войны, а зрелость выпадает на жестокую Вторую мировую войну и диктаторский режим фашиста Муссолини. Но что бы не случалось в мире и в Италии, Олмо и Альфредо останутся друзьями до конца своих дней.

Конформист (1970)

«Конформист» Бернардо Бертолуччи — экранизация романа Альберто Моравиа

Это экранизация романа Альберто Моравиа о молодом аристократе, отрицающем свою сексуальную ориентацию и поступившем на службу к фашистам. Действие фильма разворачивается в 1938 году. Марчелло Клеричи получает задание ликвидировать итальянского профессора-антифашиста Квадри, однако при выполнении понимает, как государственное насилие похоже на сексуальное, жертвой которого герой оказался в детстве. В 1971 году картина была удостоена национальной итальянской кинонаграды Давид ди Донателло как лучший фильм года. Фрэнсис Форд Коппола назвал «Конформиста» первой классической лентой семидесятых годов, которая вдохновляла его, в том числе, во время работы над «Крестным отцом».

«Конформист» — кадр из фильма

Фото: Кадр из фильма

Биография Бернардо Бертолуччи

Бернардо Бертолуччи родился 16 марта 1941 года в Парме (Италия) в семье поэта, кинокритика и профессора истории искусств Аттилио Бертолуччи. Его мать Нинетта была учительницей. С раннего детства отец поощрял интерес сына к фильмам и часто брал его с собой на съемки.

В 1960-1962 годах Бертолуччи учился на философском факультете Римского университета. Во время учебы он писал стихи и снимал любительские фильмы.

Первой его пробной картиной была «Канатная дорога». Бертолуччи снял ее в 1957 году, а через год у него вышла еще одна картина под названием «Смерть свиньи». В студенческие годы Бертолуччи также выпустил поэтический сборник «В поисках тайны», за который получил Национальную литературную премию и книгу стихов «В поисках загадки», за которую ему дали премию Виареджо.

Во время учебы Бертолуччи познакомился с итальянским режиссером Пьером Паоло Пазолини, который пригласил его в качестве своего ассистента поработать на съемках картины «Аккатоне».

В 1962 году, увлекшись съемками своего первого полнометражного игрового фильма «Костлявая кума», Бертолуччи бросил университет и целиком посвятил себя дебютной детективной истории о социальной несправедливости.

В 1964 году Бертолучи снял второй фильм «Перед революцией», который рассказывает историю молодого буржуазного интеллигента, ставшего на путь марксизма, а через год вышел его полнометражный документальный телефильм «Нефтепровод».

В 1968 году на экраны выше его фильм «Партнер», который представлял вольную экранизацию повести «Двойник» Федора Достоевского.

В 1960-1970-х годах режиссер начал снимать политического кино «Стратегия паука» (1970), «Конформист» (1970). В 1968 году, увлекшись идеями левых, он вступил в Итальянскую коммунистическую партию.

В 1972 году режиссер снял «Последнее танго в Париже» — романтическую трагедию любви с Марлоном Брандо и Марией Шнайдер в главных ролях. Фильм стал невероятно популярным, особенно во Франции, а в США он вошел в десятку самых кассовых кинокартин. Бертолуччи был выдвинут на «Оскар» как лучший режиссер, но при этом в Италии он получил условный тюремный срок за «богохульство» и был лишен избирательных прав на пять лет.

В 1976 году Бертолуччи снял фильм о борьбе социальных классов в Италии под названием «Двадцатый век». Затем вышли его фильмы «Луна» (1979) и «Трагедия смешного человека» (1981).

В 1987 году режиссер снял картину «Последний император», которая получила девять «Оскаров», а сам Бертолуччи удостоился двух — за режиссуру и адаптированный сценарий. Также эта картина получила премию «Золотой глобус».

В 1990 году Бертолуччи снял психологическую драму «Под покровом небес», а в 1993 году вышел его «Маленький Будда».

В 1996 году после 15 лет жизни за границей режиссер снял в Италии драму «Ускользающая красота».

В 2003 году на экраны вышел его фильм «Мечтатели». После выхода этого фильма режиссер анонсировал съемки картины «Бельканто», но потом отложил их на неопределенный срок и объявил о запуске нового проекта.

В 2012 году вышел фильм Бертолуччи «Ты и я», снятый по одноименному роману итальянского писателя Никколо Амманити.

Ускользающая красота (1996) (Stealing Beauty)

Арт-хаус / Авторское кино, Драма, Зарубежный фильм, Мелодрама

tagHD 1080, tagHD 720

Режиссер: Бернардо Бертолуччи

В ролях: Лив Тайлер, Джозеф Файнс, Джереми Айронс

Похоронив мать, известную топ-модель, покончившую жизнь самоубийством, молоденькая американская девушка едет в Италию. На эту поездку девушка возлагает большие надежды, она планирует не только хорошо провести лето в шикарном загородном доме, куда ее пригласили пожить друзья покойной матери, но и разыскать своего отца и обязательно завести близкие отношения с каким-нибудь молодым человеком. А главное, девушка надеется раскрыть секрет очень загадочной фразы, написанной ее матерью в личном дневнике.

Семь классических кадров из фильмов Висконти

1 / 7

Кадр из фильма «Земля дрожит». 1948 год

Строгая графика и минималистский стиль Альдо Грациати, оператора-постановщика картины, подчеркивают суровость условий, в которых живут герои фильма.

Universalia Film

2 / 7

Кадр из фильма «Рокко и его братья». 1960 год

Знаменитая сцена объяснения персонажей Алена Делона и Анни Жирардо на крыше миланского Дуомо — буквально под облаками.

Titanus; Les Films Marceau

3 / 7

Кадр из фильма «Леопард». 1963 год

45-минутный эпизод бала стал одним из самых дорогих и сложнопостановочных в итальянском кино.

Titanus; Société Nouvelle Pathé Cinéma; Société Générale de Cinématographie

4 / 7

Кадр из фильма «Гибель богов». 1969 год

Хельмут Бергер в образе Марлен Дитрих из фильма Джозефа фон Штернберга «Голубой ангел».

Eichberg-Film GmbH; Ital-Noleggio Cinematografico; Praesidens; Pegaso Cinematografica

5 / 7

Кадр из фильма «Смерть в Венеции». 1971 год

Тадзио (Бьёрн Андресен) — воплощение абсолютной красоты.

Alfa Cinematografica; Warner Brothers Pictures

6 / 7

Кадр из фильма «Людвиг». 1972 год

Вершина декоративного стиля Висконти — пышного, изысканного, утонченного.

Mega Film Romana; Cinetel Paris; Divina Film München; Dieter Geissler Filmproduktion

7 / 7

Кадр из фильма «Семейный портрет в интерьере». 1974 год

Берт Ланкастер, альтер эго Лукино Висконти.

Rusconi Film; Gaumont International

«Осажденные»

Мелодрама вышла в 1998 году. Центральную роль в этом фильме убедительно сыграл Дэвид Тьюлис. Молодая африканка совершает преступление в родной стране. Она бежит в Рим в надежде спастись от наказания, которое ей грозит. Убежище девушка находит в доме английского пианиста.

Героиня должна расплачиваться за предоставленное жилье выполнением работы по дому. Параллельно девушка пытается выучиться на врача. Пианист, в доме которого она поселилась, зарабатывает на жизнь уроками фортепиано. Мужчина ведет образ жизни затворника, отличается замкнутостью и чопорностью. Однако юная африканка заставляет его потерять голову от любви.

«Мечтатели» (2003)

Действие фильма разворачивается в Париже. в мае 1968 года, когда во время европейской контркультурной революции студенты строили баррикады.

Молодой американец Мэтью приезжает в столицу Франции  по программе студенческого обмена, чтобы улучшить свое знание французского. Там он находит единомышленников – Изабель и ее брата Тео, которые дни и ночи напролет смотрят фильмы и не выходят из дома. Сначала простое увлечение кино перерастает в сложную паутину психологических и сексуальных отношений. В это же время беспорядки на улицах Парижа достигают своей кульминации.

Слоган фильма звучит так: «Вместе – все возможно. Вместе – ничто не запрещено». Изначально на главную роль рассматривались актеры Леонардо Ди Каприо и Джейк Джилленхол. Но Ди Каприо отказался, так как был задействован в это время в картине «Авиатор», а Джилленхол не захотел сниматься из-за наличия обнаженных сцен. В итоге Бертолуччи отдал роль Майклу Питту прямо перед началом съемок.

Луна (1979) (La luna)

Арт-хаус / Авторское кино, Драма, Зарубежный фильм

tagHD 1080

Режиссер: Бернардо Бертолуччи

В ролях: Джилл Клейбёрг, Мэттью Бэрри, Вероника Лазар

Подросток Джо, сын известной оперной певицы Катерины Сильвери, считает, что муж матери, Даглас Уинти, его настоящий отец. Вот только Джо хочется, чтобы отец был крепким и решительным, а не мягким и безвольным, как Даглас. В отчаянии Джо ищет поддержки в наркотиках. Рискуя карьерой, разрушая все собственные планы, но надеясь спасти сына, Катерина с Джо едет в Италию. В Италию, потому что там живет настоящий отец парня, работающий школьным учителем. Катерине удается найти общий язык с сыном, и их отношения развиваются намного глубже, чем она предполагала…

Возвращение в Италию

В возрасте 45 лет Бертолуччи вернулся в Италию, где снимает фильмы новой тематики – это  лента «Ускользающая красота»  и фильм «Осажденные».

С началом нового века он продолжает работать  — выходят фильмы «Мечтатели»(2003) и «Я и ты» (2012). Критики писали, что его последний фильм – самый честный и искренний, самый легкий.  Он снимал его уже сидя в инвалидном кресле – перенес несколько сложных операций на позвоночнике. Здесь видна сквозная тема многих фильмов Бертолуччи: существование героя в замкнутом пространстве, где происходит его трансформация.

И если поэтом он стал, как говорят, «по праву рождения», потому что поэтом был его отец, то режиссером он стал по велению сердца. Сам режиссер шутил иногда, что он стремился спрятаться за камерой, чтобы поэтизировать и приукрасить жизнь.

А еще в 2011 году Бертолуччи получил награду Каннского кинофестиваля «За вклад в искусство» — это его вторая Золотая пальмовая ветвь.  

Стратегия паука (1970) (Strategia del ragno)

Арт-хаус / Авторское кино, Детектив, Драма, Зарубежный фильм

tagЭкранизация

Экранизация по произведению: Хорхе Луис Борхес

Режиссер: Бернардо Бертолуччи

В ролях: Джулио Броджи, Алида Валли, Пиппо Кампанини

Атос Маньяни прибыл в город, с которым была связана трагедия тридцатилетней давности. Погиб отец Атоса. Он был противником фашизма. Смелый и верный своим идеалам, он был расстрелян в провинции Эмилия-Романьи. Фашисты не простили ему его убеждений. Атос желает разузнать детали прошлого, связанного с деятельностью отца. Он был готов к длительным трудам и может даже сопряженным с неприятными эмоциями. Но желание восстановить хотя бы маленький период жизни близкого человека имеет большее значение над страхами и опасениями. И он движется по намеченному маршруту, разве что получает не то, на что рассчитывал.

Политика и личные убеждения

Бертолуччи был атеистом .

Фильмы Бертолуччи часто носят очень политический характер. Он был убежденным марксистом и, как Лукино Висконти , который в конце 1960-х нанял многих иностранных художников, Бертолуччи использовал свои фильмы для выражения своих политических взглядов; поэтому они часто автобиографичны, а также весьма противоречивы. Его политическим фильмам предшествовали другие, переоценивающие историю. The Conformist (1970) критиковал фашистскую идеологию, затрагивал взаимосвязь между государственностью и национализмом, а также вопросы народного вкуса и коллективной памяти — и все это на фоне международного заговора Бенито Муссолини с целью убийства политически активного левого профессора философии в Париже. также анализирует борьбу левых и правых.

27 сентября 2009 года Бертолуччи был одним из подписантов обращения к швейцарскому правительству об освобождении Романа Полански , который находился под стражей в ожидании экстрадиции в США.

В Твиттере 24 апреля 2015 года Бертолуччи участвовал в #whomademyclothes, кампании против потогонной революции Fashion Revolution, посвященной обрушению здания Савар в 2013 году , самой смертоносной аварии в истории швейной промышленности.

Бертолуччи пропагандировал практику Трансцендентальной Медитации: «Мы хотим пробудить настоящее, и нам трудно сделать все вместе, мы можем только медитировать, как в трансцендентальной медитации. Одно из самых сильных переживаний. Вы либо медитируете, либо смотрите хороший фильм. , затем эти две вещи начинают соприкасаться … «.

Смерть

С начала 2000-х в результате неудачной операции на позвоночнике Бертолуччи превратился в инвалида-колясочника. После нескольких лет отчаяния и затворничества режиссер вернулся в кино и снял свои самые светлые ленты.

Бернардо Бертолуччи в последние годы

Нестареющий душой классик в интервью говорил, что хочет ознаменовать 80-летний юбилей очередной кинематографической премьерой. Но эти планы не сбылись. Бернардо скончался в сентябре 2018 года, причиной смерти стал рак.

Бертолуччи считал год кончины композитора Джузеппе Верди фактическим началом 20 века. Смерть Бернардо ознаменовала окончание столетия, воспетого в кино гениальным самоучкой.

биография

Бернардо Бертолуччи — старший сын поэта Аттилио Бертолуччи и брат Джузеппе Бертолуччи . Он начал писать в 15 лет и вскоре был вознагражден за свою работу. Он особенно получил Премио Виареджо . Затем он отправился в Рим для учебы и стал ассистентом Пьера Паоло Пазолини на Аккаттоне . Позже он также работал с Серхио Леоне и Дарио Ардженто над сценарием « Однажды на Западе» . Его второй фильм, до революции , вдохновленный Пармской обителью по Стендалю , является признание критиков и отметками обновления итальянского кинорежиссёра кино в 1960 — х годах . Тема политической и сексуальной двусмысленности проиллюстрирована постановкой, требующей определенного гонгоризма в ее визуальной изысканности и хореографическом стиле.

По словам Борхеса, в 1970-х он снял «Стратегию паука» для телевидения . Последнее танго в Париже в исполнении Марлона Брандо и Марии Шнайдер вызывает скандал в Италии из-за очень серых отношений между зрелым мужчиной и молодой женщиной, включая сцену содомии и сцену, в которой герой оскорбляет тело своего покойная жена.

Бертолуччи появляется в трехсерийном документальном фильме «Итальянские писатели и Италия писателей: тени и вопросы» в программе Italiques, чтобы рассказать об отношениях между кино и литературой в 1973 и 1974 годах. Его предстоящее кино предназначено, чтобы быть верным определенным политическая перспектива. В этом смысле он отражает эпическое и романтическое видение, но без уступок итальянской истории ( , Le Conformiste ). La Luna вызывает сложные отношения между певицей и ее сыном и Трагедиями смешного человека пессимистическими басен , который выиграл Тоньяцй на приз за мужскую интерпретацию в Каннах в 1981 году .

Он — гость кино-лета кинематографических встреч в Динь-ле-Бен по инициативе Жан-Пьера Кастаньи в 1988 году.

«Последний император» , снятый в основном в Запретном городе в Пекине , напоминает о трагической судьбе самого последнего китайского императора из маньчжурской династии: Пу И , взошедшего на трон в возрасте трех лет. Международный триумф, фильм получил девять Оскаров , в том числе за лучший фильм и лучшую режиссуру в 1988 году . Это первая часть духовно-восточной трилогии, завершенной «Чай в Сахаре» и « Маленький Будда» .

В 2011 году он получил от Жиль Жакоб , в Пальме Легиона в Каннах за все его работы.

Бертолуччи умер от рака 26 ноября 2018 г. в 77 лет.

Участие в жюри

В 1985 году Бертолуччи является членом жюри 1- го Международного фестиваля токийского кино .

В 1990 году он председательствовал на 43 — й Каннский кинофестиваль , где жюри присудило Золотую пальмовую ветвь к матросу и Лула от Дэвида Линча .

Он также является президентом жюри Венецианского кинофестиваля в двух случаях: в первый раз в 1983 году (под его президентства Золотой лев был присужден первый Имя Кармен от Жан-Люка Годара ), а второй, в 2013 году (его жюри наградило документальный фильм « Сакро ГРАДжанфранко Рози Золотым львом ).

Украшения

  • 2 июня 1988 г. : Кавалер ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой».
  • 2006: Золотая медаль за заслуги в изобразительном искусстве со стороны Министерства образования, культуры и спорта (Испания)

Заключение

Конечно, его фильмы не для всех. Они не массовые. И вряд ли каждый скажет, что они ему по душе. Они для тех, кто готов при просмотре фильма подумать. Кто готов принять другой, порою провокационный, смысл фильма. Возможно, поэтому так часто режиссер подвергался критике. Но безусловен его индивидуальный подход к кино. Его уникальный взгляд на мир. Его философское отношение к происходящему в этом мире.

Фильмы мастера изучают сегодня в киношколах всего мира как примеры настоящего и уникального творчества и смелости. И, несмотря на провокационность его картин, многие актеры признаются в интервью, что лучшие роли они сыграли именно в его фильмах.

Автор статьи:  Ульяна  Гуляева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector