Ларс фон триер — lars von trier

Цитаты о Триере

Ларс фон Триер. 2001 год

«Что же касается Ларса фон Триера, то я думаю, что он гений, но что сам он не всегда верит в свою гениальность. Он постоянно от чего-то бежит, в то время как ему, наоборот, стоило бы успокоиться и обратить взгляд внутрь, в себя самого»  Н. Торсен. Меланхолия гения. Ларс фон Триер. Жизнь, фильмы, фобии. М., 2013..

«Ларс фон Триер — это Антониони или Феллини конца XX века

Кстати, обратите внимание, что делали Антониони и Феллини в конце XX века… Я бы сказал, что Ларс фон Триер посильнее…
      
     …Для меня это один из любимых людей, а если уж говорить музыкально, то это вообще отдельная статья. То, что он в „Меланхолии“ сделал, — это грандиозно

Он сделал клип на Вагнера, при­чем великий клип. Во многом переосмыслил, он дал ему еще один толчок»  Владимир Мартынов. «Любому художнику необходимы ограничения». Интервью «Кино ТВ»..

«Особенность Ларса в том, что он всегда играет в эту игру, по-детски дразня взрослых, раздвигая границы, и никто и никогда не говорил ему „нет“ до того дня  Речь идет о выступлении Триера в Каннах, когда он заявил, что понимает Гитлера.. Он может категорически не соглашаться, и у нас может быть еще одна ссора из-за этого. Но я думаю, что это, возможно, было благом для него. Он нашел свою стену, и она оказалась прямо перед его носом именно в Каннах, я счел это красивым, лучше не придумаешь»  Цит. по: Thomas Vinterberg — Back in the Hunt. The Guardian. 22 November 2012. Перевод автора. .

«Фон Триер, который всегда был провокатором, склонен потрясать, ошеломлять и быть в конфронтации со своей аудиторией больше, чем любой другой серьезный режиссер — даже Бунюэль и Херцог. Он делает это с помощью секса, боли, скуки, теологии и эксцентричных стилистических экспериментов. А почему нет? По крайней мере, мы уверены в том, что смотрим фильм в том виде, в каком его задумал режиссер, а не студийную версию, в которой напуганные продюсеры сгладили все углы»  R. Ebert. The Embodiment of Unalloyed Evil in a Parable without Mercy. 21 October 2009. Перевод автора..

«С Ларсом следует все время быть начеку, готовым начать в нужную ему минуту, ничего не готовить заранее и находиться с ним на одной волне. Поддерживать интерактивную связь. <…>
     <…>
     <…> Я для Ларса солдатик, на которого всегда можно положиться. Но при этом он не уделяет мне достаточно времени. Я не являюсь источником неприятностей, режиссер же всегда напоминает пожарного, который мчится туда, где он особенно нужен. Грустно это констатировать»  Катрин Денев. В тени собственной тени. Дневник актрисы. Искусство кино. № 10. 2005. .

«Во многом меня освободил Ларс фон Триер. У него особенный подход к работе: ты можешь делать все что тебе угодно перед камерой. Нет разметок, заранее принятых решений, благодаря чему ты можешь попытаться сделать все, что захочешь, и по-настоящему опробовать все возможности, которые есть у той или иной сцены, прописанной в сценарии»  «Жесткость не развлечение и не что-то приятное!» Коммерсант. 20 сентября 2019 года..

КАК НАЧАТЬ СМОТРЕТЬ ФИЛЬМЫ

Хаяо Миядзаки

Бернардо Бертолуччи

Альфреда Хичкока

Акиры Куросавы

Вуди Аллена

микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Фреска дня

Загадки из ПомпейСсылка дня

Как понять зарубежные песни (особенно рэп)Театр дня

Театр солнца Арианы Мнушкин

Архив

Личная жизнь

Брак с режиссёром Сесилией Хольбек длился почти 8 лет и распался по причине увлечения Ларса воспитательницей своей старшей дочери, Бенте Фрёге.

В 1996 году, когда второй дочери Ларса было всего несколько месяцев, он развёлся и женился на Бенте, которая подарила ему сыновей-близнецов. Этот брак продлился до начала 2016 года.

Известно, что с 2017 года режиссёр состоит в отношениях, однако имя своей избранницы он предпочитает не называть. Триер не сильно любит лишние разговоры. Он, как положено уважаемому мужчине его возраста, не сидит в соцсетях. Ни Инстаграма, ни Твиттера. Только Фейсбук.

В том же 2017 году Бьорк обвинила некого датского режиссера в домогательствах. Из всех вероятных кандидатов на это мог быть только Ларс, но он опроверг обвинения певицы.

Фильмография

Директор

Художественные фильмы

  •  : Элемент преступления ( элемент Forbrydelsens )
  •  : Эпидемия
  •  : Европа
  •  : разбивая волны
  •  : Les Idiots ( Идиотерн )
  •  : Танцовщица в темноте
  •  : Догвилл
  • 2003: Пять препятствий ( De Fem benspænd ), эскизный фильм, режиссер Йорген Лет
  •  : Мандерлей
  •  : Le Direktør ( Direktøren для Det hele )
  •  : Антихрист
  •  : Меланхолия
  •  : Нимфоманка
  •  : Дом, который построил Джек

Короткие фильмы

  •  : Турен тиль Сквошленд
  •  : Нат, скат
  •  : In røvsyg oplevelse
  • 1969: И скакспил
  •  : Hvorfor flygte fra det du ved du ikke kan flygte fra? Fordi du er en kujon
  •  : В пылу
  •  : Садовник орхидей ( Orchidégartneren )
  •  : Монетный двор — благословенный
  •  : Ноктюрн
  •  : Последняя деталь
  •  : Образы освобождения ( Befrielsesbilleder )
  •  : У каждого свой кинотеатр — сегмент « Профессии»
  •  : Измерение 1991-2024 (незаконченный художественный фильм)
  •  : Больница и ее призраки I ( Riget I )
  •  : Больница и ее призраки II ( Riget II )
  •  : Больница и ее призраки III ( Riget III )

Видеоклипы

  •  : Ким Ларсен — Ленинград
  •  : Отложенный — Бейкерман
  •  : Спокойный — Дорога к любви
  • 1990: Отложенный — Ставка на тебя
  •  : Ману Катче — Изменения
  •  : Взрослые , 26 рекламных мест для супермаркетов Ирма
  • 1988: 2 рекламных ролика для Ekstra Bladet
  • 1988: 2 рекламных ролика для » Политикен»
  • 1988: реклама Красного Креста
  • 1988: реклама Calberson
  •  : La Rue de la Vie , реклама CNP Assurances

Художественные фильмы

  •  : Элемент преступления ( элемент Forbrydelsens )
  •  : Эпидемия
  •  : Европа
  •  : разбивая волны
  •  : Les Idiots ( Идиотерн )
  •  : Танцовщица в темноте
  •  : Догвилл
  • 2003: Пять препятствий ( De Fem benspænd )
  •  : Дорогая Венди , Томас Винтерберг
  • 2005: Мандерлей
  •  : Le Direktør ( Direktøren для Det hele )
  •  : Эрик Ницше, годы моей юности , Якоба Туэзена ( De unge år: Erik Nietzsche sagaen del 1 ) — сценарий и закадровый голос.
  • 2007: У каждого свой кинотеатр (сегмент « Профессии» )
  •  : Антихрист
  •  : Меланхолия
  •  : Нимфоманка
  •  : Дом, который построил Джек

Короткие фильмы

  •  : Садовник орхидей ( Orchidégartneren )
  •  : Монетный двор — Благословенный
  •  : Ноктюрн
  •  : Последняя деталь
  •  : Образы освобождения ( Befrielsesbilleder )
  •  : Измерение 1991-2024 (незаконченный художественный фильм)

Нимфоманка: Часть 1 (Nymphomaniac: Vol. I) 2013

Жанр: Драма

Рейтинг – 7,0

Холодным зимним утром пожилой холостяк Селигман случайно находит полуживую женщину Джо. Герой берет ответственность за ее жизнь на себя и доставляет к себе домой. Селигман задается вопросом – как Джо докатилась до такой жизни? Почему на ее теле сотни синяков и ушибов? Женщина рассказывает удивительные истории своей молодости, наполненные неожиданностями и сексуальными приключениями. Джо всегда гналась за наслаждениями – у нее были сотни любовников, она устраивала секс-марафоны, но однажды героиня поняла, что перестала испытывать оргазм. Поиски новых ощущений привели ее к садомазохизму и к любовным отношениям с юной девочкой. Все эти истории Джо рассказывает интеллектуалу Селигману, у которого никогда не было плотских наслаждений.

Фатализм не порок

Вне перечисленных трилогий товарищ Ларс успел, к примеру, поработать на ТВ: это мы толкуем о сериале «Королевство» – эдакой итерациии «Твин Пикса», если бы тот переехал из лесов близ канадской границы в заброшенную кунсткамеру. Режиссер успел и покопаться в мозгах серийного убийцы в уморительном псевдо-хорроре «Дом, который построил Джек», и поиздеваться над современной документалистикой в «Пяти препятствиях», и даже грамотно облагородить текст «Медеи» античного трагика Еврипида.

Думаем, вы и так поняли, к чему мы клоним: отличительная особенность режиссерского почерка Ларса фон Триера – это отсутствие почерка как такового. Быть может, после экспериментальных проектов, созданных для продвижения манифеста «Догма 95», постановщик уже не мог отказаться от «гуляющей» ручной камеры (в обязательном порядке цифровой), но, по большому счету, вычленять пересекающиеся частности в фильмах Триера – дело утомляющее и неблагодарное.

 «Я – лучший режиссер в мире», – произнёс Ларс в одном из многочисленных интервью, и этому тезису хочется охотно верить. Его методы основаны на тотальном отрицании любых мало-мальски канонизированных правил кинопроизводства. В отличии от фактурных творцов вроде Тарантино или Уэса Андерсона, его техники невозможно предугадать. Его цель – преодолеть устоявшиеся правила и нормы, подвинуть границы возможного.

Заменить оператора компьютерной программой? Всегда пожалуйста. Прикрепить лица знаменитых актеров к дергающимся в экстазе телам порнозвезд? Наша остановочка. Отказаться от искусственного света, оптических эффектов, фильтров, декораций, мнимого действия, уподобляясь идеям о «высшей аскезе»? Сам Бог велел.  

Этим и прекрасно творчество Триера. Оно фрагментарно и непоследовательно, технически вычурно и не всегда удобоваримо, однако каждый новый фильм мастера ждёшь с неподдельным интересом, каким бы неряшливым, инфантильным или грубым он не оказался на выходе. Мир Триера – это мир без прикрас и условностей, который, тем не менее, завораживает и не перестает удивлять ни обычного пролетария, ни профессионального киношника. Бой посредственности был дан, и ее сразили наповал, а на остовах вторичности остались лишь религия, секс, мистика и величайшее торжество синефилии, которому позавидуют и мятежнику французской «новой волны», и немецкие экспрессионисты, и питерские ваятели умалишенного «параллельного кино».

С каких фильмов не стоит начинать знакомство с Триером

Кадр из фильма «Медея». 1988 год

С ранней «Медеи» (1988), в которой Триер обращается не только к античному мифу, но и к нереализованному замыслу классика датского кино Карла Теодора Дрейера. В 1960-х Дрейер хотел экранизировать трагедию Эврипида и пригла­сить на главную роль оперную певицу Марию Каллас. Однако его опередил Пьер Паоло Пазолини, и Дрейер решил закрыть проект. Спустя четверть века этот сценарий лег в основу фильма Триера (конечно, уже без Каллас) — и в итоге получилось многосложное произведение, переполненное символами. Особенно увлекается режиссер образами стихий и создает визуальную симфонию из кадров воды, земли, воздуха и огня — красивую, но непростую для понимания.

Кадр из фильма «Пять препятствий». 2003 год

Не очень удачной точкой входа в фильмографию Триера может стать и его документальная картина «Пять препятствий» (2003). Здесь режиссер вновь прибегает к помощи авторитетной фигуры — на этот раз датского доку­менталиста Йоргена Лета, автора классического фильма «Совершенный человек» (1967). Триер предлагает Лету эксперимент: переснять собственный фильм пять раз с новыми ограничениями. Это удивительная картина о природе кинематографа вообще и кинематографа Ларса фон Триера в частности, но ее лучше смотреть уже после знакомства с игровыми работами режиссера.

Догвилль (Dogville) 2003

Жанр: Триллер, драма

Рейтинг – 7,9

Молодая Грейс прячется от преступной банды и находит укрытие в небольшом городке Догвилль, расположенном в скалистых горах. Местные жители тепло встречают девушку и помогают ей спрятаться. Грейс осваивается в новом месте, наводит порядки в доме и иногда присматривает за детьми. Через некоторое время Догвилль из спокойного местечка превращается для Грейс в настоящую тюрьму. Над девушкой издеваются, ее избивают, насилуют и заковывают в кандалы. Жители Догвилля – больше не добрые и приятные соседи, теперь они – лицемерные и подлые обыватели, для которых не существует норм морали. Но однажды им придется за это заплатить…

Танцующая в темноте (Dancer in the Dark) 2000

Жанр: Мюзикл, драма

Рейтинг – 7,9

Картина расскажет о событиях, произошедших в 1964 году. В центре повествования находится Сельма, иммигрантка из Чехии, которая постепенно теряет зрение. У нее наследственное заболевание, которое грозит ее маленькому сыну. Чтобы спасти ребенка, нужна дорогостоящая операция. Сельма снимает маленький трейлер и устраивается на завод, пытаясь скрыть свою болезнь. С каждым днем ее глаза все сильнее застилает темная пелена. Единственную радость героине доставляют танцы и музыка — она готова слушать ее часами. Сможет ли Сельма найти необходимую сумму и спасти своего сына, или она навсегда погрузится в темноту?

Ларс фон Триер: фильмы с эффектом шоковой терапии

В 1991 году датский провокатор, как режиссёра окрестили в СМИ, начал работу над многосерийным проектом «Королевство». Рейтинги сериала стали рекордными не только в Европе, но и в США. Однако настоящий триумф был впереди.

Лента «Рассекая волны», явившееся миру в 1996 году, стала первой в трилогии «Золотое сердце», названной так в честь любимой сказки Ларса о девочке с золотым сердцем, раздавшей всё своё добро незнакомым людям. Вскоре после свадьбы муж главной героини попадает в аварию и остаётся живым, но обездвиженным. Чтобы исцелить любимого девушка жертвует собой, отдаваясь первым встречным мужчинам. После её смерти муж чудесным образом выздоравливает. Главные роли исполнили Эмили Уотсон и неизвестный тогда Стеллан Скарсгард. Дерзкий сюжет и катарсическая развязка на фоне рока 70-х заслужили немыслимое количество кинонаград, включая Каннский Гран-При.

Избранная фильмография

  • «Идиоты» (1998)
  • «Танцующая в темноте» (2000)
  • «Догвилль» (2003)
  • «Антихрист» (2009)
  • «Меланхолия» (2011)
  • «Нимфоманка» (2013).

Читайте: лучшие фильмы Ларса фон Триера.

Дом, который построил Джек

После успеха «Нимфоманки», хотя и имевшего скандальный характер, мастер прекратил своё молчание, отказался от алкоголя и наркотиков, посредством которых он пытался заглушить обиду, как ему казалось, несправедливо нанесённую ему в Каннах. В 2018 году он представил картину, над которой работал 2 года.

Ленту «Дом, который построил Джек» планировалось снять в формате сериала, но впоследствии Ларс изменил своё решение и снял фильм длительностью 155 минут. В хоррор-драме роль инженера-маньяка сыграл Мэтт Диллон. Инженер мечтал стать архитектором, он пытается построить дом у озера, но идея перестаёт ему нравиться, и он полностью отдаётся любимому хобби – убийствам. Ирония картины заключается в том, что за долгую карьеру Джека его никто не ищет, и он начинает банально дразнить полицейских, но, несмотря на это, остается всем безразличен. Никто не замечает даже привязанный к машине труп, оставляющий за собой кровавую полосу. Отменная игра Мэтта Диллона, грандиозный эпилог, провокационные откровения и острая сатирическая нотка, высмеивающая равнодушие людей как друг к другу, так и к себе самим, сделали картину событием киносезона. «Дом» был показан в Каннах, куда впервые после скандала 2011 года пригласили фон Триера.

Картина получила смешанные отзывы, её назвали неоднозначной и противоречивой, но разве могло быть иначе? Любое творение мастера бессмысленно встречать с конкретными ожиданиями, ведь он всё равно их обманет.

В триллере снимались Райли Кио, Софи Гробель, а также Шавон Фэллон, роль одной из жертв, практически вложившей в руки Джека домкрат, которым он убил её, сыграла Ума Турман.

С чего начать

Кадр из фильма «Рассекая волны». 1996 год

С фильма «Рассекая волны» (1996), за который Триер получил Гран-при в Каннах, премию «Сезар» и приз Европейской киноакадемии.

За год до выхода картины режиссер вместе с коллегами создает и подписывает манифест «Догма 95»  «Догма 95» — эстетическое движение в кинематографе середины 1990-х — середины 2000-х. Главные его особенности — возвра­щение к реалистическим традициям, отказ от внешних эффектов и красоты кадра, съемка на реальных объектах ручной камерой в естественном освещении. Манифест движения написали датские режиссеры Ларс фон Триер и Томас Винтерберг в 1995 году, когда весь мир отмечал столетие кинематографа., порывающий с культом красоты и иллюзии в кинема­тографе: «С помощью новых технологий любой желающий в любой момент может уничтожить последние следы правды в смертельном объятии сенса­ционности. Благодаря иллюзии кино может скрыть все». Формально «Рассекая волны» не относится к «Догме»  Свой первый «догматический» фильм «Идиоты» Триер снимет спустя два года., но все принципы и приемы движения отчетливо видны: дрожащая ручная камера, зернистое изображение, съемки на натуре и в реальных интерьерах, естественное освещение, отсутствие звезд, намеренно неряшливый монтаж.

В центре сюжета типичный триеровский персонаж — идеалист, встречаю­щийся с неприглядной реальностью. Юная Бесс МакНилл (дебют в кино Эмили Уотсон), живущая в закрытой религиозной общине на западе Шотландии, выходит замуж за чужака — работника нефтяной платформы Яна (Стеллан Скарсгорд). Местные не одобряют этот брак, но Бесс счастлива, ведь она узнала, что такое настоящая любовь. У нее свои отношения с Богом, она ведет с ним наивный и трогательный диалог: прячется за церковной скамейкой и, понизив голос, сама отвечает на свои же вопросы.

Триер влюбляет зрителя в героиню, а затем отправляет его прямиком в этическую ловушку. На платформе случается авария, Ян парализован, он понимает, что не может дать Бесс физического тепла, которого она так ждет, и требует, чтобы она занималась сексом с другими мужчинами и рассказывала ему об этом — только так она может помочь ему поправиться. Из моральных побуждений Бесс совершает то, что считается безнравствен­ным, — становится проституткой. С ней перестают общаться, ее изгоняют из храма, лишают общения с Богом. Единственный, к кому она могла бы обратиться за поддержкой, невидим для нее — он находится по ту сторону экрана, это зритель фильма. Таким образом Триер ставит ничего не подозре­вающего зрителя на место невидимого и неуязвимого Судии, то есть Господа Бога.

«Догматическая» работа с реальностью, безжалостное столкновение идеальной и действительной картин мира, виртуозная манипулятивность — основные черты режиссерского стиля фон Триера прекрасно видны в этом фильме.

Личная жизнь

Семья

Фриц Майкл Хартманн

В 1989 году мать фон Триера сказала ему на смертном одре, что человек, которого фон Триер считал своим биологическим отцом, не был, и что он был результатом ее связи со своим бывшим работодателем Фрицем Майклом Хартманном (1909–2000), который происходил из длинной линии датских классических музыкантов. Дедом Хартманна был Эмиль Хартманн , его прадедом — JPE Hartmann , среди его дядей были Нильс Гаде и Йохан Эрнст Хартманн , а его двоюродным братом был Нильс Вигго Бенцон . Она заявила, что сделала это, чтобы передать своему сыну «гены артистичности».

Во время немецкой оккупации Дании , фон биологического отец Триера Fritz Майкл Хартманн работал в качестве гражданского служащего и присоединился к сопротивлению группы , фриттиванный Danmark , активно противодействуя любые про-немецкие и про-нацистские коллега в своем отделе. Еще одним членом этой проникающей группы сопротивления был коллега Хартманна Вигго Кампманн , который позже стал премьер-министром Дании. После того, как фон Триер провел четыре неловких встречи со своим биологическим отцом, Хартманн отказался от дальнейших контактов.

Семейное происхождение, политические и религиозные взгляды

Мать фон Триера считала себя коммунисткой , а отец — социал-демократом . Оба были убежденными нудистами , и фон Триер отправился на несколько детских каникул в нудистские лагеря . Его родители считали наказание детей реакционным. Он отметил, что вырос в атеистической семье и, хотя Ульф Трир был евреем , он не был религиозным. Его родители не оставляли в своем доме много места для «чувств, религии или удовольствий», а также отказывались устанавливать какие-либо правила для своих детей, что оказывало комплексное воздействие на личность и развитие фон Триера.

В 2005 году в интервью Die Zeit , фон Триер сказал: «Я не знаю , если я все , что католическое на самом деле. Я , наверное , нет. Дания очень протестантская страна. Может быть , я только обратился католиком проваливай несколько моих соотечественников «.

В 2009 году он сказал: «Я очень плохой католик. На самом деле я все больше и больше становлюсь атеистом ».

Душевное здоровье

Фон Триер страдает различными страхами и фобиями , в том числе сильным страхом перед полетами . Этот страх часто накладывает серьезные ограничения на него и его команду, вынуждая снимать практически все его фильмы либо в Дании, либо в Швеции . Как он язвительно заметил в интервью: «По сути, я боюсь всего в жизни, кроме создания фильмов».

Фон Триер неоднократно заявлял, что он время от времени страдает депрессией, которая делает его неспособным выполнять свою работу и выполнять социальные обязательства.

С кем работает Триер

Ларс фон Триер на съемках фильма «Догвилль». 2002 год

Неуживчивый характер режиссера стал притчей во языцех: он доводил до слез Николь Кидман, мучил на съемках Бьорк, не давая ей выходить из образа даже во время перерывов, и накалил ситуацию до того, что певица на несколько дней исчезла с площадки — никто не знал, где она.

Поэтому режиссер предпочитает работать с теми, кто давно привык к его выкрутасам — продюсером Петером Ольбеком Йенсеном, композитором Йоахимом Хольбеком, художником по костюмам Манон Расмуссен, режиссером монтажа Молли Марлен Стенсгорд.

Мужские роли Триер часто распределяет между четырьмя любимыми актерами — Стелланом Скарсгордом, Удо Киром, Уиллемом Дефо и Жан-Марком Барром. В трех фильмах «депрессивного» цикла снялась Шарлотта Генсбур, смело воплотившая все самые откровенные фантазии режиссера и ставшая зеркалом, в котором отразились его тревоги, страхи и внутренние конфликты.

Рациональное безрассудство

Кто бы как не заикался о Триере, невозможно отрицать, что этот вечно ухмыляющийся датчанин за сорок с копейками лет карьеры всех кого только можно переиграл и уничтожил. От персоны Ларса веет невменяемостью, он сочиняет радикальные киноманифесты, а фестивальные старожилы в ужасе убегают с премьерных показов его картин. Нет на свете меньшинств (да и большинств тоже), которые не попали бы под раздачу: и кинокритики, и искушенный зритель, и представители касты SJW (борцы за социальную справедливость) – тлетворное влияние Триера подобно бубонной чуме разлетается по всему земному шару, вгоняя в экстаз одних и неиллюзорно насилуя мозг всем прочим.

Ларс Триер, шутки ради присвоивший своему имени дворянскую приставку «фон», знаменит своей ментальной нестабильностью. Перманентное состояние духа режиссера иначе как пограничным не назовешь, а байки о его выходках на домашнем лечении и в рехабах вполне потянут на сценарий для годной трэш-комедии. Постановщик признавался в своем неравнодушии к алкоголю и психоактивным веществам, однако, единожды оказавшись на перепутье вечного блаженного трипа и системного принятия на грудь, выбрал второе – и настроение поднимается стабильнее, и мозги в тонусе, и упаднические мысли резко уходят на второй план.

Еще в раннем детстве мальчуган Ларс проявлял себя как личность экстравагантная, способная крепким словцом заткнуть за пояс любого взрослого недоброжелателя. Родился юнец 30 апреля 1956 года и рос в семье госслужащих, бывших участников сопротивления нацистскому режиму, успешно совмещавших перебирание бумажек в офисе с походами на нудистский пляж. Впервые маленький Ларс взял в руки камеру в возрасте 11 лет. Подарок мамы на день рождения пришелся будущему деконструктору внежанрового кино по душе, и с тех самых пор он неустанно экспериментировал с любимой игрушкой, снимая наивные детские короткометражки. Тогда он обнаружил среди обрезок старых пленок, с помощью которых обучался монтажу, фрагменты клерикального триллера «Страсти Жанны Д’арк» Карла Теодора Дрейера. Это, что называется, любовь с первого взгляда: отныне и впредь Триер души не чаял во всем, что соотносится с эстетикой разложения и поэзией отвратного.  

Маленький Триер

С приближением совершеннолетия юнец, вовсю косивший под брутального скинхеда в косухе, всерьез задумался о режиссерской карьере. К счастью, стерильный академический кинематограф не смог поглотить Триера, так как он банально не смог сдать вступительные экзамены в Копенгагенской киношколе, после чего дядя по блату пристроил горе-абитуриента редактором в кинофонд. Там Ларс начал снимать первые плюс-минус серьезные фильмы и писать сценарии для работ коленкором повыше, нежели чересчур гротескные нарезки формата home-video.

Именно в этот период художник сформировал сценический образ бунтаря и мизантропа, вдохновляясь перформансами Дэвида Боуи – музыканта, чьи PR-методы порождали мириады слухов и мистификаций. Друзья постановщика описывают того Триера не иначе как поехавшего шизика, с которым невозможно вести конструктивный диалог, но до одури весело шататься по городским окраинам. Тем не менее, панковские замашки не помешали Ларсу поступить в киношколу со второй попытки, а позже и попасть со своей дипломной работой «Картины освобождения» на Мюнхенский кинофестиваль в 1982 году и улизнуть оттуда с главным призом за пазухой.

Через два года на экранах появился неонуар «Элементы преступления», засветившийся на трех международных фестивалях, включая и одно отдельно взятое мероприятие на Лазурном берегу. Грязный и дискомфортный детектив, напоминающий полотна Босха, облитые кислотой, приглянулся твердолобым критикам и дал неформальный старт карьеры датского смутьяна, скрывающего воспаленную фантазию за личиной добродушного пухлячка в круглых очках.

Ранние годы

Ларс, единственный сын Ульфа и Ингер Триер, родился 30 апреля 1956 в Копенгагене. Родители будущего режиссёра воспитывали сына, пытаясь привить ему идеалы свободы. Социал-демократ и убеждённая коммунистка практиковали нудизм, однако маленькому Ларсу свой образ жизни не навязывали, приучая его всегда делать собственный выбор. Вольное воспитание послужило причиной отчисления Ларса из школы за отказ следовать установленным правилам, так что начальное образование он получил самостоятельно.

По словам самого режиссёра, кинематограф всегда был его страстью. В 1969 году Ларс снялся в семейной ленте «Тайное лето» молодого режиссёра Томаса Уиндинга. Ларсу было всего 12 лет, но он понял, что его больше интересует процесс создания кинофильмов, нежели участие в них в качестве актёра. В течение нескольких лет Ларс, благодаря протекции своего дяди, который был известным режиссёром-документалистом, выполнял мелкую работу в Датском институте кинематографии.

В 1979 году Ларс поступил в Национальную датскую киношколу, представив экзаменационному жюри свои первые короткометражные работы, снятые на любительскую камеру, когда-то подаренную ему матерью. Годы учёбы в киношколе были не самыми лёгкими в жизни Триера, которому мать, умирая, открыла правду о его происхождении. Биологическим отцом режиссёра был вовсе не Ульф, а немецкий актёр. Особенное негодование у Ларса вызывал факт, что «юридический» отец всегда знал, что воспитывает не своего сына. Будущий режиссер долгое время не мог смириться с такой несправедливостью.

К этому периоду относится высказывание Триера о том, что если нельзя контролировать события, то стоит придумать мир, в котором можно выстроить нужный порядок вещей. На формирование вкуса Ларса, которого совсем скоро назовут проклятым поэтом и гением мирового масштаба, оказали влияние картины Мартина Скорсезе и Джона Кассаветеса, однако своим кумиром он считал Андрея Тарковского. Прибавив к своей фамилии аристократичное «фон», Ларс эпатировал всех, появляясь на занятиях то затянутым в чёрную кожу и в нацистской фуражке, то в туфлях на каблуках и с ярким макияжем. Сняв несколько короткометражек и написав роман, который никто не осмелился напечатать, Ларс приступил к созданию своего первого полного метра.

Начало карьеры

«Элемент преступления» вышел в 1984 году и сразу же заслужил клеймо «фильма не для всех». Криминальная драма снималась по ночам в городских канализационных тоннелях, за счёт чего получила изысканно-жёлтое цветовое решение. Поразив общественность, стилизованный нео-нуар, повествующий о расследовании сыщика, отождествляющего себя с убийцей, получил приз Технической комиссии на каннском фестивале. Интересный факт, что, сняв картину, Ларс отправился с ней к своему кумиру, Тарковскому, который пришёл в ужас от увиденного, чем немало позабавил 28-летнего режиссёра.

Следующую работу фон Триер представил в 1987 году, и она была названа худшим фильмом года. В снятой в нарочито неряшливых тонах хоррор-драме «Эпидемия» Ларс исполнил роль идеалиста-героя, пытающегося спасти мир от эпидемии, но, при этом, распространяющего вирус чумы по планете. В ленте играл мэтр хоррора Удо Кир. Их первая совместная работа положила начало не только сотрудничеству, но и долгой дружбе.

В 1991 году чёрно-белое путешествие по послевоенной Германии «Европа» явилось завершением трилогии, в которую вошли две первые ленты. В «Европе» режиссёр использовал революционные приёмы, такие, как зеркальные отражения и деформации.

Награды

Три актрисы из его фильмов получили награду за лучшую женскую роль на Каннском кинофестивале  : Бьорк за « Танцовщицу в темноте» , Шарлотта Генсбур за « Антихриста» и Кирстен Данст за « Меланхолию» .

Награды

  • Каннский кинофестиваль 1984  : Гран-при Высшей технической комиссии по борьбе с преступностью
  • Каннский кинофестиваль 1991  : Приз жюри и главный приз Высшей технической комиссии для Европы
  • Каннский кинофестиваль 1996  : Приз Большого жюри за фильм » Разбить волны»
  • Европейская кинопремия  : лучший европейский фильм за » Рассеивание волн»
  • Сезар 1997  : Лучший иностранный фильм за » Разбить волны»
  • Каннский кинофестиваль 2000  : Palme d’Or для Танцующая в темноте
  • Приз европейского кино 2000 года: лучший европейский фильм для танцора в темноте
  • Премия Independent Spirit Awards  : лучший иностранный фильм за » Танцор в темноте»
  • Европейская кинопремия  : лучший европейский режиссер для Dogville
  • Премия European Cinema Prize  : Почетные достижения в области мирового кино за достижения в мировом кино («Выдающиеся европейские достижения в мировом кино») вместе с другими пионерами Dogma95 ( Томас Винтерберг , Сорен Краг-Якобсен и Кристиан Левринг )
  • Премия European Film Prize  : лучший европейский фильм о меланхолии

Номинации и отборы

  • Премия Independent Spirit Awards  : лучший иностранный фильм за » Рассеивание волн»
  • Оскар 2001  : Лучшая песня (как Автор текста) для Я видел все в Танцующая в темноте
  • Сезар 2001  : Лучший зарубежный фильм за « Танцовщицу в темноте»
  • Сезар 2012  : Лучший зарубежный фильм о Меланхолии

Выборы

  • Каннский кинофестиваль 1984  : официальный отбор на конкурс » Элемент преступления».
  • Каннский кинофестиваль 1991  : Официальный отбор, конкурс, для Европы
  • Каннский кинофестиваль 1996  : Официальный отбор, конкурс, за фильм » Разбивая волны»
  • Каннский кинофестиваль 1998  : официальный отбор на конкурс Les Idiots
  • Каннский кинофестиваль 2000  : официальный отбор на конкурс « Танцовщица в темноте».
  • Каннский кинофестиваль 2003  : Официальный отбор на конкурс Dogville
  • Каннский кинофестиваль 2005  : Официальный отбор на конкурс Мандерлей
  • Каннский кинофестиваль 2009  : Конкурсный официальный отбор на фильм « Антихрист»
  • Каннский кинофестиваль 2011  : официальный отбор на конкурс » Меланхолия»
  • Каннский кинофестиваль 2018  : Официальный отбор фильма «Дом, который построил Джек» вне конкурса

Обвинения в сексуальных домогательствах

в 15 октября 2017 г.После накопления свидетельств многих актрис, заявивших о том, что они стали жертвами сексуального насилия со стороны американского продюсера Харви Вайнштейна , Бьорк публикует текст в в котором она говорит, что она также была жертвой такого поведения в своем «опыте». «с датским режиссером»  ; она подчеркивает, что «обнаружила, что сценарист может трогать и беспокоить своих актрис по своему желанию, и что институциональная структура позволяет и поощряет это» . Бьорк добавляет , что, по ее словам, фильм Догвилль , сделанный после Танцующий в темноте , вдохновлен эти факты. Эти требования были решительно оспорены директором.

Биография

Известный скандинавский режиссер, чья работа изменила лицо кинематографа 90-х гг .. Он начал с любительских фильмов, реализованных с помощью камеры Super 8, затем перешел на 16-миллиметровые ленты. До того, как он закончил Датскую киношколу, он сделал несколько десятков рекламных роликов и пару вымышленных изображений. В 1984 году за фильм «Элемент преступления» Триер был награжден на фестивалях в Каннах и Чикаго.

В 1994 году Триер руководил почти четырехчасовым телесериалом «Королевство». Он получил большую популярность от критиков и зрителей во всем мире. В 1995 году Триер вместе с Томас Винтерберг, Кристианом Леврингом и Сореном Краг-Якобсеном подписали манифест — знаменитую Догма 95, согласно которой следует остерегаться использования причудливых украшений, искусственного освещения, музыки, отличающихся от природных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector