Советские детские фильмы: список для детей т 7 до 12 лет (детское кино ссср)

Содержание:

«Опасный возраст» (1981)

Если представителям старшего поколения произнести название «Опасный возраст», то не все вспомнят этот фильм, а вот если сказать, что фильм про «нюхача», специалиста парфюмерной компании Наркиса Родимцева, обладавшего уникальным даром распознавать состав духов по запаху, то фильм вспомнят многие. Необычная профессия и талант выдающегося советского актера Юозаса Будрайтиса намертво засели в памяти зрителей.

Но фильм совсем о другом. Сорокалетние супруги Родимцевы поняли, что не могут жить вместе и приняли решение развестись. Но у них есть сын-школьник (Антон Табаков), который никак не может понять и принять поступок родителей. Он любит маму и папу одинаково и хочет жить вместе с родителями. Стоит отметить, что маму в картине играет великая актриса Алиса Френдлих. Великолепный актерский состав и, к сожалению, актуальная на все времена семейная драма заслуживают того, чтобы фильм посмотреть и обсудить всей семьей.

Фильм о «кризисе среднего возраста» в семейных отношениях снял режиссер Александр Прошкин. В ролях: Алиса Фрейндлих, Юозас Будрайтис, Антон Табаков, Жанна Болотова, Никита Подгорный, Михаил Водяной. СССР, 1981.

1 Гостья из будущего, 1984 год

Кадр из фильма «Гостья из будущего»

Простому, казалось бы, мини-сериалу про Алису Селезневу было суждено стать чем-то большим, нежели просто кино. «Гостья из будущего» — один из главных символов ушедшего в прошлое Советского Союза. А лейтмотивом тут звучит, пожалуй, самая трагичная и светлая песня во всем отечественном детском кино: «Прекрасное далеко».

При этом по сегодняшним меркам «Гостья из будущего» смотрится очень и очень бюджетно: дешевые декорации, не всегда убедительная игра детей-актеров. Но все недостатки искупаются харизмой Наташи Гусевой (сыгравшей Алису), общей «советской» атмосферой и финалом фильма, пропитанным печалью расставания. «Как мы попадем в будущее, если нас туда не пускают?»: эти слова один из персонажей фильма произнес в 1984 году, а уже через несколько лет советский утопический проект с его тягой к светлому завтра был свернут.

Кроме того, на приключения персонажей фильма вправду интересно смотреть: сюжет динамичен, а из Москвы 1984 года мы запросто можем попасть в футуристическую Москву 2084 года.

«Пробуждение» (Awakenings, 1990)

Фильм основан на реальной истории. В США в первой половине ХХ века прошла эпидемия редкого заболевания – летаргического энцефалита Экономо. Совершенно нормальный и здоровый человек за несколько дней превращался практически в растение – терял двигательные функции, переставал говорить и реагировать на внешние раздражители. Одному врачу удалось вернуть больного к нормальной жизни. К сожалению, возвращение оказалось недолгим.

Очень человечный, добрый фильм, напоминающий нам о хрупкости нашей жизни, о важности любить и ценить каждый миг нашего бытия. Яркая, завораживающая игра выдающихся американских актеров Роберта де Ниро и Робина Уильямса никого не оставит равнодушным

Обязательно нужно смотреть этот фильм вместе с подростками, чтобы они научились ценить свое здоровье и бережно относились к тем, кто его лишен. У режиссера ленты Пенни Маршалл есть еще одна картина, заслуживающая внимания – «Большой» (1988 год) с Томом Хэнксом в главной роли.

«Пробуждение».Режиссер: Пенни Маршалл. В ролях: Роберт Де Ниро, Робин Уильямс, Джон Хёрд, Джули Кавнер, Пенелопа Энн Миллер. США, 1990

«Общество мертвых поэтов» (Dead Poets Society, 1989)

Австралийский режиссер Питер Уир снял добрую и умную историю о замечательном учителе, открывающем мир высокой английской литературы учащимся престижной католической школы

Причем особенно важно, что он не только показал христианскую нравственность лучших образцов английской поэзии, но и собственным поступком доказал, что понятия честь, благородство и человеческое достоинство существуют не только в книгах

К сожалению, фильм получил «Оскар «только за сценарий, однако был признан лучшим фильмом в Британии, Франции, Италии, Бельгии, Польше. Особо хочется отметить блестящую работу Робина Уильямса, сыгравшего главную роль.

А вот у режиссера Питера Уира есть еще одна работа, которую самым настоятельным образом советую посмотреть всем мальчикам-подросткам: «Хозяин морей: На краю Земли» (Master and Commander: The Far Side of the World, 2003). Это фильм о британских военных моряках, охотящихся за превосходящим по военной мощи французским галеоном. Действие происходит во время Наполеоновских войн в 1805 году. Очень красивый христианский фильм, с завораживающими морскими пейзажами, изящно снятыми батальными сценами и ненавязчивым, тонким рассказом о том, что такое доблесть, честь и самопожертвование во имя Родины.

«Общество мертвых поэтов»–фильм режиссера Питера Уира. В ролях: Робин Уильямс, Итэн Хоук, Роберт Шон Леонард, Норман Ллойд, Дилан Кассмэн, Кертвуд Смит. США, 1989 год.

«Вам и не снилось…»

Любовь – тема, которой пронизаны многие хорошие старые фильмы (советские). Список таковых не будет полным, если забыть включить в него мелодраму «Вам и не снилось…». Картина интересна в первую очередь тем, что ключевыми героями являются подростки

Фильм, увидевший свет в 1981 году, привлек к себе внимание огромного количества зрителей, пользуется популярностью и в наши дни

Школьники Роман и Катя переживают первое серьезное в своей жизни чувство. Однако вмешательство взрослых, которые восстают против их любви, может закончиться трагедией. Сюжет фильма был позаимствован из одноименного произведения Щербакова, некоторые изменения претерпела лишь концовка.

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях (Иван Иванов-Вано, 1951), Сказка о царе Салтане (1984) и другие сказки Пушкина в экранизации режиссера Иванова-Вано

Много говорят о том, что детям надо читать Пушкина. Мы сказки Пушкина первый раз прочитали очень рано. В тот период, когда дочке было года полтора и ей все равно было, что слушать, лишь бы мамин голос и картинки в книжке. А книжку с хорошими иллюстрациями я ей подобрала. А меня в который раз поразила Пушкинская речь. Школа забивает в восприятии Пушкина все живое, а у Пушкина речь живая, да такая, что непонятно как вообще можно говорить так просто и естественно, как дышать. Я поняла, что Пушкина надо читать до школы, намного раньше школы. И до всяких там Петсонов и Фидусов, хороших добрых персонажей, которые сейчас модны. Пушкин вне моды

Но внимание от него можно искусственно отвлечь. Чтобы мы не помнили какой он особенный и неповторимый — наш собственный язык

Ведь книга или сказка, которая была создана автором как русская, совсем по другому звучит, чем самая лучшая книга в самом приличном переводе. И тогда, за разными шумовыми эффектами, ребенок может уже «не пропустить» Пушкина в подросшем возрасте. И для этого в помощь есть эти мультфильмы. Разных режиссеров. Прежде всего, Иванова-Вано — «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (1951) и «Сказка о царе Салтане» (1984), «Сказка о рыбаке и рыбке» Михаила Цехановского (1950), «Золотой петушок» Александры Снежко-Блоцкой (1967), есть еще «Сказка о попе и работнике его Балде» в нескольких вариантах, но ее анимационные решения я меньше люблю. То, что снял Иванов-Вано — бесподобно. Это именно так, как мы представляем себе сказки Пушкина. Волшебные, яркие и очень русские.

«Лакомб Люсьен» (Lacombe Lucien, 1973)

Еще одна из самых моих любимых картин, настоящий шедевр великого французского кинорежиссера Луи Маля (1932–1995). Фильм после выхода наделал много шума. Режиссера обвинили в пропаганде фашизма, в симпатии коллаборационистам. На него началась настоящая травля, в результате он был даже вынужден покинуть Францию и уехать в США.

Современный зритель даже не поймет причины, почему фильм был так воспринят: там нет никакой пропаганды фашизма. Правда, нет и прямого, решительного осуждения героя. Режиссер не красит героя одной черной краской, не восхищается им, не одобряет его – он просто «документально» снимает его поступки.

Действие происходит в оккупированной фашистами Франции, в маленьком городке. Молодой парень из очень бедной семьи не может придумать, чем заняться. Просит записать его в партизаны. Его не берут. Тогда он подается к фашистам. Там ему рады. Почувствовав власть и силу, парень стал на глазах превращаться из дикого волчонка в настоящее чудовище.

Луи Маль не видит в своем герое ничего хорошего, он не находит в нем даже проблесков милосердия и доброты, он беспристрастно фиксирует отвратительные поступки героя, но почему-то в конце фильма ты проникаешься любовью к этому несчастному парню. Становится невыносимо жаль, что так повернулась и прошла его жизнь. Настоящее кино о войне – это когда жалко всех: и фашистов, и бойцов Сопротивления, и мирных жителей. Настоящее кино о войне – это не героическое взятие сопки, не «Грозовые ворота» (красивая картинка для тех, кто смотрит кино на диване, поедая чипсы с пивом).

Те, кто воевал, не будут героизировать войну. Они только скажут, что было страшно и что война омерзительна. Вот и от просмотра «Лакомба Люсьена» возникает чувство страха и мерзости. За бездействие всех нас, за нежелание увидеть в ближнем человека, за равнодушие, за нежелание ему помочь, исправить путь оступившегося.

Луи Маль – волшебник. Смотря его фильмы, не видишь камеры, съемочной бригады, написанного сценария… Полное ощущение присутствия в картине. Зритель попадает в мир, который не создал, а только снял Луи Маль. Он только фиксирует то, что происходит и не вмешивается в действие. Как ему удается достичь такого эффекта – непонятно. Но в этом и есть настоящая гениальность.

Потрясающая работа двадцатилетнего актера Пьера Блэйза. После «Лакомба» он успел снятся еще в 3 фильмах и погиб в автокатастрофе в возрасте 23 лет.

Режиссёр: Луи Маль. В ролях:Пьер Блэйз, Хольгер Лёвенадлер, Луми Якобеско, Рене Булок, Пьер Деказ, Сесиль Рикар, Жаклин Сто, Аве Нинки, Пьер Сентон, Жильберта Риве, Жак Риспаль, Жан Буске, Франц Рубник, Жан-Луи Блум, Роже Риффар. Франция, Италия, Германия (ФРГ), 1973 год.

Что еще посмотреть

«Самая обаятельная и привлекательная» — фильм режиссера Бежанова, увидевший свет в 1985 году. Звездой комедии стала Ирина Муравьева, сыгравшая ключевую роль. Надя Клюева уже перешагнула порог тридцатилетия, однако все еще не обзавелась семьей. В ее жизни есть работа, друзья, но нет любимого мужчины. Правда, у Нади есть тайный поклонник Гена, о чувствах которого она не подозревает. Однако девушку интересует совсем другой субъект – симпатичный коллега, покорить которого очень сложно. Верная подруга берется помочь Надежде в достижении данной цели.

«Большая перемена» — многосерийная лента, без которой также сложно представить себе советское кино. Список лучших фильмов обязательно нужно дополнить этой комедийной мелодрамой, представленной на зрительский суд в 1972 году. В центре внимания зрителей оказываются невероятные события, происходящие в обыкновенной советской школе. Их участниками становятся не только ученики, но и преподаватели.

Что еще посмотреть тем, кто любит советское кино? Список лучших фильмов, способных стать лекарством от скуки, предлагается ниже:

  • «Девчата».
  • «Весна на Заречной улице».
  • «Человек с бульвара Капуцинов».
  • «Вокзал для двоих».
  • «Иван Васильевич меняет профессию».

«Любовь и голуби»

«Любовь и голуби» — кино, без которого также сложно представить себе список хороших советских фильмов. Картина Владимира Меньшова увидела свет в 1984 году, но и в наши дни смотрится буквально на одном дыхании.

Главный герой комедийной мелодрамы – рядовой советский служащий Василий Кузякин. Он получает производственную травму, в результате чего ему предоставляется возможность отдохнуть на южном курорте. Во время отпуска он знакомится с роковой дамой по имени Лариса, которая заставляет его потерять голову. Василий уходит из семьи, однако вскоре начинает тосковать по дому. Конечно же, обманутая супруга вовсе не спешит прощать коварного изменщика, бросившего ее ради другой женщины.

«Жутко громко и запредельно близко» (Extremely Loud & Incredibly Close, 2011)

Когда я прочитал, что фильм об американской трагедии 11 сентября, то серьезно засомневался, хочу ли смотреть это кино. Привлек режиссер и дивный Том Хенкс, исполнивший маленькую, но очень важную роль в самом начале картины. Но оказалось, что фильм совсем не про 11 сентября.

В нем нет никаких пропагандистских ура-патриотических киноштампов, которыми часто грешат картины, созданные для воспевания героического подвига американцев (тут можно подставить и другие народы). Фильм о мальчике, потерявшем отца, любимого отца. Мир подростка рухнул в одно мгновение вместе с башнями-близнецами. Для чего жить, как жить, как вновь обрести себя в этом мире?

Фильм наполнен болью и грустью, но у него светлый конец. И вообще картина христианская по духу. Режиссер — Стивен Долдри, снявший упомянутого выше «Билли Элиота».

Люди гибнут не только во время войны. Они гибнут в, казалось бы, «мирное время», как отец Оскара, погибший 11 сентября 2001 года, во время взрыва башен-близнецов. Режиссер: Стивен Долдри. В ролях: Том Хэнкс, Сандра Буллок, Томас Хорн, Макс Фон Сюдов, Виола Дэвис, Джон Гудман, Джеффри Райт, Зои Колдуэлл, Дэннис Хирн, Пол Клементовиц. США, 2011.

Повелитель стихий, 2010

Фильм боевик, приключения, семейный, фэнтези США 2010


Повелитель стихий — это киноадаптация легендарного мультсериала «Аватар: Легенда об Аанге». «Когда-то давно четыре народа жили в мире. Всё изменилось, когда Народ Огня развязал войну. Только Аватар, властелин всех четырёх стихий, мог остановить захватчиков. Но, когда мир нуждался в нём больше всего, он исчез. Прошло сто лет, и мы с братом нашли нового Аватара, в маге воздуха по имени Аанг. И хотя его искусство покорения воздуха было велико, ему предстояло ещё многому научиться. Но я верила, что Аанг спасёт мир.» Фильм повествует о событиях, происходящих в первом сезоне сериала.

Список хороших советских фильмов о войне

Война – тема, к которой часто обращались режиссеры во времена СССР. Список лучших фильмов Советского Союза, посвященных этой теме, представлен ниже:

  • «Летят журавли».
  • «Баллада о солдате».
  • «Иваново детство».
  • «А зори здесь тихие».
  • «В бой идут одни «старики»».
  • «Они сражались за Родину».
  • «Аты-баты, шли солдаты».

Драмы, перечисленные выше, вышли достаточно давно, однако сохраняют актуальность. Какие еще можно вспомнить хорошие старые фильмы советские? Список только выиграет, если включить в него трогательную мелодраму «Офицеры». Это кино не только о войне, но и о вечных ценностях, доблести и чести.

Добровольцы (Юрий Егоров, 1958)

Необычная для сегодняшних дней тема: Жизнь как Служение. Показаны три друга — комсомольцы-добровольцы, с совершенно типичными для своего времени биографиями: метрострой, Испания, вторая мировая война, фронтовая жизнь, послевоенные годы. Всю жизнь они не могут спокойно сидеть на месте, всю жизнь находятся там, где нужно стране, всю жизнь общественные интересы ставят выше личных, всю жизнь сохраняют дружбу, любовь и другие главные человеческие ценности. В общем, есть что вспомнить и обсудить с детьми. Из зарубежных фильмов немного другой (но в чем то схожей) эпохи похожие мысли и чувства вызывает фильм «Три товарища» (1938).

Три орешка для Золушки (Tri orísky pro Popelku), 1973

Пока Голливуд раз за разом ставит все те же сказочные сюжеты, в каждой новой версии в лучшем случае взвинчивая богатство костюмов и декораций, да поставляя на привычные роли новые актерские лица (вот и совсем недавняя «Золушка» с Лили Джеймс никаких изменений в классическую историю не внесла), пример того, как переосмыслять любимые сказки, давно знают все бывшие дети Восточной Европы. Дело даже не в том, что в «Трех орешках для Золушки» вместо феи волшебные орехи — сама Золушка предстает здесь принципиально иным персонажем, почти эмансипированной героиней, которая сама легко сядет на белого коня и завоюет любого принца.

Фильм Маппетов (The Muppet Movie), 1979

Вовсе необязательно быть фанатом Маппетов, чтобы получить удовольствие от их первого полнометражного киноприключения — куда более тонкого и остроумного, чем современные ремейки с Джейсоном Сигелом. «Фильм Маппетов» то тут, то там сверкает блестящими контркультурными приемами (в какой-то момент плюшевые герои вдруг забывают реплики и начинают искать их в сценарии — детское кино никогда не пускалось в такие мета-смыслы). Но ни на секунду это кино не забывает и своей детской природы, не перестает глупо шутить, петь и преподавать юным зрителям, возможно, самый ценный урок: в жизни всегда есть немного шоу.

«Семь лет в Тибете» (Seven Years in Tibet, 1997)

Среди людей, которые интересуются Тибетом, пожалуй, нет такого человека, кто не смотрел бы этот фильм Жан-Жака Анно с Брэдом Питтом в главной роли. Его смело можно назвать одним из лучших фильмов о Тибете. История, по которой был создан сценарий, вполне реальная.

Перед Второй мировой войной молодой, сильный, красивый австрийский офицер, член нацистской партии Генрих Харрер отправился с некоторой миссией в Гималаи, но скоро попал в британский плен, бежал и оказался в одном из самых закрытых государств на Земле – Тибете, где провел семь лет, которые полностью изменили его жизнь. Позже, после возвращения домой, он написал книгу о своей жизни, в Тибете, о встречах с Далай-ламой, о культуре и быте закрытой и таинственной страны.

Книга стала настоящим бестселлером и с успехом переиздается до сих пор. Стоит посмотреть этот фильм для общего развития, чтобы знать культуру и традиции другого народа. Но фильм поднимает и важные жизненные вопросы – о чести, порядочности, дружбе, любви к ближнему, об уважении к людям, исповедующим иную веру и многое другое.

Так же советую посмотреть фильм «Медведь» этого же режиссера, а кого заинтересовала тема истории Тибета в ХХ веке, советую посмотреть фильм Мартина Скорцезе «Кундун» (Kundun, 1997).

Семь лет в ТибетеРежиссер: Жан-Жак Анно. В ролях: Брэд Питт, Дэвид Тьюлис, Б.Д. Вонг, Мако, Дэнни Дензонгпа, Виктор Вонг, Ингеборга Дапкунайте, Цзямъян Цзямцо Ванчук, Лакпа Тсамшо, Джетсун Пема, Ama Ashe Dongtse, Sonam Wangchuk, Dorjee Tsering, Рик Янг, Ngawang Chojor, Дункан Фрайзер, Бенедикк Блайт. США, Великобритания, 1997 год.

«Кундун».Режиссер: Мартин Скорсезе. В ролях: Тензин Тхутхоб Царонг, Гьюрме Тетхонг, Тулку Джамаянг Кунга Тензин, Тензин Еши Пайчанг.США, 1997 год.

«Сисси» (Sissi, 1955);

«Сисси – молодая императрица» (Sissi – Die junge Kaiserin, 1956);

«Сисси: Трудные годы императрицы» (Sissi – Schicksalsjahre einer Kaiserin, 1957).

Три фильма австро-венгерского режиссера Эрнста Маришки посвящены любимице всей Австрии, жене императора Франца-Иосифа Елизавете, которая вошла в историю всей Европы под именем императрицы Сисси. В главной роли дебютировала будущая мировая звезда Роми Шнайдер.

Фильм стоит посмотреть хотя бы потому, что сейчас мало кто так тщательно и виртуозно делает невероятной сложности и красоты платья и мундиры, создает такие декорации и с такой естественностью исполняет роли аристократов. Фильм сделан с воистину имперским размахом.

Несмотря на некоторую сказочность картины, она будет полезна для изучения истории Австрии и Европы. Любителям красивых альпийских пейзажей, дворцов и платьев будет трудно оторвать глаз от экрана, а любители семейных мелодрам получат от просмотра картины большое удовольствие.

«Сисси» — Начало истории будущей императрицы. Режиссер: Эрнст Маришка. Роми Шнайдер, Карлхайнц Бём, Магда Шнайдер, Ута Франц, Густав Кнут, Вильма Дегишер, Йозеф Мейнрад, Эрих Никовиц, Карл Фохлер, Франц Бохейм. Австрия, 1955 год.

«Сисси – молодая императрица». Действие фильма разворачивается в середине XIX века, главная героиня – австрийская императрица Елизавета, жена императора Франца Иосифа I. (Сисси – ее уменьшителньое имя для близких). Режиссер: Эрнст Маришка. В ролях: Роми Шнайдер, Карлхайнц Бём, Магда Шнайдер, Ута Франц, Густав Кнут, Вильма Дегишер, Йозеф Майнрад, Ерих Никовитц, Карл Фохлер, Франц Бёхайм. Австрия, 1956 год.

«Сисси: Трудные годы императрицы.»Режиссер: Эрнст Маришка. В ролях: Роми Шнайдер, Карлхайнц Бем, Магда Шнайдер, Густав Кнут, Ута Франц, Зента Венграф. Австрия, 1957 год

«Барака» (Baraka, 1992)

Невероятно красивый документальный фильм американского кинодокументалиста Рона Фрике о нашей планете, о разнообразии природы, народов, культур, религий. «Барака» в переводе с арабского означает «дыхание жизни», и трудно подобрать слово, более точно передающее смысл картины.

25 фильмов для детей и подростков

Фильм крайне желательно смотреть в хорошем качестве и с хорошим звуком – работа оператора и звукорежиссера выше всяческих похвал. У этого же режиссера есть еще один красивый фильм о человечестве под названием «Самсара» (2011 год).

Режиссер документальной ленты – Рон Фрике. США, 1992.

«Курьер»

Открытые источники

Год: 1986Режиссёр: Карен ШахназаровЖанр: трагикомедияДлительность: 88 мин.

1986 год. У выпускника школы Ивана развелись родители. Отец с молодой подругой уехал в экспедицию в Африку, а сам Иван остался жить с матерью. Он провалил экзамены в институт и ждёт повестку в армию. Его мама, чтобы занять сына, нашла ему работу: научный журнал «Вопросы познания» как раз искал себе курьера. Первое рабочее задание — отнести профессору Кузнецову рукопись. По дороге Иван встречает своего друга и значительно опаздывает. Из-за этого профессор встречает курьера с долей недовольства. Однако в квартире Иван знакомится с дочерью профессора. Катя — представитель «золотой молодёжи», она учится в МГУ, родители пророчат ей блестящее будущее. Её жизнь расписана на несколько десятилетий вперёд, Иван же не всегда представляет, что с ним случится завтра.

Молодые люди начинают общаться и погружаются в миры друг друга.

«Курьер» своего рода эпохальная картина, созданная в перестроечное время. В центре фильма — юноша, чьё поведение и отношение к жизни не вписывается в привычную картину советского человека. Проблематика фильма так сильно запала в сердца зрителей, что «Курьер» стал одним из лидеров проката в 1987 году. И до сих пор является одним из самых популярных фильмов о молодёжи.

Бэйб: Четвероногий малыш (Babe), 1995

Кто бы мог подумать, что кино про говорящего поросенка вообще может быть хорошим? И тем не менее: парадоксальным образом, придуманный тем самым Джорджем Миллером, который создал «Безумного Макса», Бэйб очаровал сердца всей планеты в середине 1990-х — и готов сделать это с каждым, кто увидит его впервые. Неплохая, к слову, ролевая модель даже для тех, у кого нет пятачка: больше всего на свете Бэйб хотел быть пастушьей собакой и, представьте себе, преуспел.


Провести вечер со своими детьми за просмотром отличного семейного кино, поедая гору вкусняшек, что может быть лучше! Такое времяпрепровождение несомненно сближает, детям будет, что вспомнить! В нашей подборке собраны лучшие фильмы, которые несомненно понравятся вам и вашим детям.

«Король в Нью—Йорке» (A King in New York, 1957)

Думаю, что стоит посмотреть эту сатирическую ленту Чарли Чаплина про Америку 50-х годов. Свергнутый король Шадов бежит из своей страны в любимую Америку, в которой, по его мнению, царствует свобода, равенство и уважаются права человека. Вскоре выясняется, что за внешней привлекательной оберткой царят отвратительные пороки, а ложь, предательство и дух наживы заразили общество смертельной болезнью. Чарли Чаплин снял эту картину после изгнания из Америки, когда его совершенно незаслуженно обвинили в коммунистических симпатиях.

Думаю, картину будет полезно посмотреть вместе с подростками, т. к. многие из показанных в картине недостатков американской жизни, пусть и не в той форме, но весьма успешно сейчас реализовались в нашей стране. А уж образ мальчика, сыгравшего одну из главных ролей в фильме, вообще вечен и встречается в жизни в разных странах и в разные эпохи.

Режиссер: Чарльз Чаплин. В ролях: Чарльз Чаплин, Максин Одли, Джерри Десмонд… США, 1957 год.

«До свидания, дети» (Au revoir les enfants, 1987)

Фильм одного из самых любимых моих режиссеров Луи Маля о войне, о фашизме, о том, как сохранить себя человеком, когда мир вокруг сошел с ума. Один из лучших фильмов о войне, хотя в нем никого не убивают (только в титрах в конце) и вообще нет никаких сцен насилия.

Действие происходит во французской католической школе для мальчиков во время второй мировой войны. Директор школы прячет от гестапо несколько еврейских мальчишек

Как и многие фильмы Луи Маля, эта картина требует тишины и внимательного просмотра: в ней много созерцательного взгляда большого художника, важно погрузиться в пространство картины и насладиться тонкостью и изяществом каждого кадра. Давно подмечено, что самые страшные картины не те, в которых вурдалаки рвут на части друг друга, а в которых присутствует страх за кадром, когда его ощущаешь не телом, но сердцем, когда страх невидим, но разлит в воздухе, когда он наполняет атмосферу страны, в которой фашизм победил

Режиссёр: Луи Маль. В ролях: Рафаэль Фейтё, Франсин Расетт, Филипп Морье-Жану, Петер Фиц, Франсуа Негре, Бенуа Анриет, Франсуа Берлеан, Ришар Лебёф, Ксавье Легран, Арно Анриет, Жан-Себастьян Шовен, Люк Этьен, Гаспар Манесс, Паскаль Риве, Станислас Каррэ Де Мальбер. Германия, Франция, 1987 год.

Дикие лебеди (Вера Цехановская, Михаил Цехановский, 1962)

Конечно, это Андерсен. И это очень своеобразная сказка. Одна из любимых сказок моего детства и очень спорный сценарий, который в ней закодирован: сжать зубы, терпеть и делать свое дело — странный, жертвенный, нуждающийся в осознании. Наверное, в случае этой сказки, лучше сначала читать, потом смотреть. Мы сначала прочитали, поэтому смотрели первый раз в 5 лет. Многие любят старые советские мультфильмы, некоторые из них так слились с исходником, что одно без другого не представляется. Этот мультик не такой. Он вполне так себе оттождим. То есть сказку Андерсена можно представлять себе и не так. Вот и попробуйте.

«Москва слезам не верит»

«Москва слезам не верит» — картина, которую в 1979 году представил на зрительский суд режиссер Владимир Меньшов. Список хороших советских фильмов не может быть полным без этой увлекательной мелодрамы. Кино переносит зрителей в 50-е годы прошлого века, в центре внимания оказывается история трех подруг.

Три юные девушки из глубинки приезжают в столицу в поисках счастья, любви и достатка. Людмила убеждена, что Москва – большая лотерея, в которой каждый может выиграть приз. Катерина готова упорно трудиться, чтобы добиться своей цели. Тася мечтает о большой и любящей семье. Что же ждет подруг в будущем, сумеют ли они найти свое счастье?

Обыкновенное чудо (Марк Захаров, 1978) и другие фильмы Марка Захарова

Мы с дочкой с удовольствием смотрим фильмы Марка Захарова. И не только «Обыкновенное чудо», а многие общенародно любимые. И «Тот самый Мюнхаузен», и «12 стульев» и «Формулу любви». Я не показывала ей «Юнону и Авось», потому сама увидела его в первый раз довольно поздно и он был для меня потрясением, это для меня он энергетически очень сложный, к нему надо иметь потребность и готовность для восприятия. А вот комедийные сюжеты, иногда тоже очень глубокие, мы смотрим всей семьей запросто. Конечно, это фильмы для взрослых. Но они тонкие и умные и в них ничего такого, что может покоробить моего ребенка. Это фильмы, во время и после которых она задает довольно много вопросов. Но, когда мне хочется что-то из них пересмотреть, я с удовольствием зову дочь и мы делаем это вместе.

Повесть о настоящем человеке (Александр Столпер, 1948)

Этот фильм про войну я решила показать самым первым. Во-первых, потому что там почти нет военных действий. Немного показаны воздушные бои в конце, в остальное время действие почти исключительно разворачивается на природе или в госпитале. Кстати, смотря этот фильм с дочкой сейчас, я встретила очень удивленную реакцию окружающих, хотя, я уверена, что в то время, когда он был снят, его смотрели с любого возраста. История главного героя — Алексея Маресьева — в свое время абсолютно всем известная, тоже подлинная. Это летчик, самолет которого был сбит, а он выжил, но повредил ноги и полз много дней по тайге, пересекая линию фронта, чтобы вернуться к своим, а потом попал в госпиталь, где ему отрезали ноги. Но, ведомый своей мечтой — во что бы то ни было снова летать — он научился ходить и даже танцевать на протезах так, что прошел летную комиссию и вернулся в строй и даже получил Звезду Героя за удачные боевые вылеты. Фильм красивый, в смысле там красивые люди, красивый свет. Красивые характеры. Но дело не в этом. Этот фильм про преодоление. Четко показана разница: один человек со сломанной ногой демобилизуется и остается на всю жизнь калекой. Другой человек с отрезанными ногами пляшет и снова садится за штурвал самолета. Казалось бы, это невозможно. Даже тогда. Но Маресьев не один такой, таких людей (в том числе летчиков) в истории было несколько. Людей, у которых была задача и которые поднимались ради нее. Советских детей растили на таких примерах. И в этом была определенная сила. Сила правоты.

Не болит голова у дятла (Динара Асанова, 1974)

Еще один школьный советский фильм, менее известный, чем предыдущий, но не менее классный. Тема этого фильма — инаковость. Мальчик хочет быть барабанщиком. Слушает стук дятла из соседнего леса. И все гоняют этого мальчика за странное и недопустимое желание, по сути зато, что он не как все — другой. Он недопонят ни дома, ни в школе, другое дело старший брат — баскетболист, вот его спортивные подвиги всем ясны и всем понятны. Ну и конечно это фильм про первую любовь, которая проходит через весь сюжет, показывая не шаблонные отношения, где всё «эффектно», а живые ситуации, где есть ссоры, прощение и понимание. Мы, кстати, далеко не только советсткие фильмы на тему инаковостии и первой любви смотрим и любим, есть общемировые аналоги, напрмер, «Козы» (Ди Джей Карузо, 2012) или «Королевство полной луны» (Уэс Андерсон, 2012) и мы их тоже смотрим с удовольствием и пересматриваем, но это предмет другого обзора.

Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен, 1964

Если хочется показать ребенку, как был устроен внутренний и социальный мир его советского сверстника, вариантов лучше, чем «Добро пожаловать», найдется немного. Обстоятельный баттл пионера-авантюриста Кости Иночкина и показательного контроль-фрика Дынина переполнен как культовыми, метко пойманными деталями быта летних лагерей, так и крылатыми фразами. Но не только — есть здесь и неожиданно лобовая сатира на устройство советского мира вообще, вплоть до издевки над хрущевским культом кукурузы и названия, которым можно было бы охарактеризовать деятельность любого учреждения в СССР от поликлиники до сберкассы.

Семейка Аддамс (The Addams Family), 1991

История кино знает, мягко говоря, немало эксцентричных семейств, но ни одно из них по причудливости не сравнится с Аддамсами, особенно в их киношном, а не телевизионном воплощении. Да, сюжет об афере, которой пара мошенников хочет разорить Аддамсов, больше похож не на полноценную историю, а на абсурдный клей для десятков гэгов и хлестких реплик — но разве это имеет какое-то значение, когда юмор оказывается таким упоительно черным (и при этом понятным зрителю абсолютно любого возраста)? Снятые двумя годами позже «Семейные ценности Аддамсов» — тот редкий случай, когда продолжение не уступает первой части.

«Что гложет Гилберта Грейпа?» (What‘s Eating Gilbert Grape, 1993).

Вторая по счету главная роль молодого Леонардо Ди Каприо, после которой о нем заговорили, как о большом актере. Ему действительно пришлось совершить невозможное и сыграть больного парня. Причем он перевоплотился так, что многие поверили в реальную болезнь актера. Даже Марлон Брандо был уверен, что режиссер использовал для съемок больного ребенка.

Главную роль в фильме исполнила будущая мировая звезда Джонни Депп, продемонстрировавший искусство серьезного драматического актера. Действие происходит в маленьком, забытом Богом городке, вся жизнь которого полна безысходности и беспробудной тоски. У главного героя картины большая семья – мать, две сестры, младший брат, но все они только создают дополнительные проблемы. Самое большое достижение в жизни — научиться терпеливо переносить трудности. Особенно когда трудности создают самые близкие люди. Ведь давно известно, что нет аскезы выше терпения.

Режиссёр: Лассе Халлстром. В ролях:Джонни Депп, Джульетт Льюис, Леонардо ДиКаприо, Мэри Стинберген, Дарлин Кэйтс, Лора Хэррингтон, Тим Грин, Мэри Кэйт Шеллхардт, Кевин Тиг, Пенелопи Брэннинг, Джон С. Рейли, Сьюзэн Лафрэн, Криспин Гловер. США, 1993 год. 

Просто ужас! (Александр Полынников, 1982)

Мало известный фильм, многие даже удивляются, что такой не знают, хотя в нем играют Куравлев, Ширвиндт и другие звезды совесткого кинематографа. Тема вечная: о взаимопонимании отцов и детей. Реализация темы тоже вечная: отец и сын в результате экспермента с исполнением желаний меняются «телами», отец (врач-ветеринар) получает тело сына, сын — отца. Дальше все по комедийной схеме: очевидно простая жизнь сына оказывается для папочки совсем не простой, он умудряется профукивать уроки и ссориться с девочкой, которая сыну нравится. Сыну приходится выдавать себя за врача-ветеринара, спасать попугая в уголке Дурова и лечить котов, которые не хотят ловить мышей. Все это надо прекратить как можно скорее, пока мать семейства не вернулась из командировки, во избежание признаний и конфузов, а прекратить не получается. В целом кино про то, что взрослому оказывается полезно окунуться в мир ребенка, ну и, конечно, все это в забавном советском антураже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector