Стэнли кубрик — биография, новости, личная жизнь

Что смотреть дальше

1 / 2

Кадр из фильма «Спартак». 1960 год Universal Pictures; Bryna Productions

2 / 2

Кадр из фильма «Тропы славы». 1957 год Bryna Productions; Harris-Kubrick Productions

Трудно обойти вниманием рассчитанный на самую массовую аудиторию фильм Кубрика «Спартак» (1960), в котором снимались такие звезды, как Кирк Дуглас (главная роль), Лоуренс Оливье, Питер Устинов. 

Кубрику не удалось сохранить полный контроль над постановкой: продюсеры требовали побольше мелодраматичного голливудизма, поэтому «Спартака» нельзя в полном смысле назвать фильмом Кубрика. И все же Кирк Дуглас играет очень характерного для Кубрика героя, уже знакомого зрителю по фильму «Тропы славы», который можно посмотреть следом. Черно-белая драма, основанная на реальном эпизоде Первой мировой войны, раскрывает скрытую механику ведения военных действий. Для высокопоставленных командиров, руководствующихся личными амбициями, солдаты — расходный материал, а боевая операция — подобие шахматной партии, в которую пытается вмешаться полковник Дакс. 

Кадр из фильма «Цельнометаллическая оболочка». 1987 год

Спустя тридцать лет, в фильме «Цельнометаллическая оболочка» (1987), Кубрик снова обратился к антивоенной теме. На этот раз события развора­чиваются во время войны во Вьетнаме. Вырванных из домашнего тепла новобранцев в тренировочном лагере учат быть хладнокровными убийцами. Попадая в ад настоящей войны, они начинают терять рассудок. 

Кадр из фильма «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу». 1964 год

«Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу» (1964) — сатира на паранойю эпохи холодной войны, где выживание человечества зависит от клоунов-военачальников с говорящими фамилиями: генерал Потрошиллинг, полковник Гуано, майор Кинг-Конг. 

Кадр из фильма «Лолита». 1962 год

На этом фоне выделяется камерная «Лолита» (1962), экранизация романа Набокова. Кубрик не просто обходит жесткие цензурные ограничения, а по-своему представляет историю морального падения интеллектуала Гумберта Гумберта, которого околдовывает не нимфеточная прелесть, а женское очарование девушки-подростка. 

Кадр из фильма «2001 год: Космическая одиссея». 1968 год

Вершина творчества Кубрика — фантастическая сага «2001 год: Космическая одиссея» (1968). В предыстории сюжета зритель совершает путешествие в пространстве и времени — из каменного века к межгалактическим полетам, наблюдая трансформацию обезьяны в Homo sapiens, который в финале фильма превращается в «дитя звезд». Знаменитый фантаст Артур Кларк, по роману которого снимался фильм, писал свой текст параллельно со съемками. Кубрик вел себя жестко: он отбрасывал конкретные детали, не заботясь о стройности сюжета. По его задумке, зритель должен воспринимать фильм не как научную фантастику, а как глубоко субъективное переживание, как музыку. Итогом человеческого влияния на вселенную, синтезом искусства, науки и красоты становится величественный танец космических кораблей под вальс «На прекрасном голубом Дунае» Иоганна Штрауса.

От фотографии к кино

Stanley Kubrick родился в 1928 году в Нью-Йорке. Все детство он провел в Бронксе. Его родители были небедными людьми. Отец работал хирургом, и именно он привил сыну любовь к шахматам и фотографии. Стэнли особенно увлекли съемки. В 16 лет он продал выразительную фотографию журналу Look. На ней был изображен унылый продавец газет в окружении заголовков, объявляющих о смерти президента США Франклина Д. Рузвельта. В итоге Кубрика взяли на работу в качестве внештатного фотографа. В то время он стал завсегдатаем ретроспективных показов фильмов в Музее современного искусства в Нью-Йорке. На будущего режиссера особенно повлияли работы Орсона Уэллса и Сергея Эйзенштейна. В 1950 году Стэнли снял короткометражный документальный фильм о подготовке к матчу по боксу, который был выпущен как «День схватки».

Личная жизнь

Стэнли Кубрик был женат трижды. Свою первую жену он встретил, когда работал в журнале Look. В 1948 году молодые люди поженились, но их брак долго не просуществовал.

Второй женой режиссера стала американская балерина и актриса Рут Соботка. Они познакомились на съемках фильма «Поцелуй убийцы», где Рут играла роль танцовщицы. Но и с ней он вскоре развелся.

Стэнли Кубрик и Кристина Харлан

Со своей третьей женой, немецкой певицей Кристиной Харлан, Кубрик познакомился во время съемок киноленты «Тропы славы»: Кристина пела в этом фильме. Пара поженилась в 1958 году. На тот момент у Харлан уже была дочь. Вскоре у супругов родились еще две дочери, которых назвали Вивиан и Анна. В 2009 году Анна умерла от рака. А Вивиан увлеклась саентологией, перестав общаться с семьей.

Стэнли Кубрик не любил говорить о своей личной жизни, поэтому слухов и мифов о нем было больше, чем правды.

Фильмография Стэнли Кубрика

После того, как Стэнли Кубрик снял несколько документальных фильмов, он убедил отца и дядю помочь финансировать производство первого художественного фильма. Картина «Страх и вожделение» вышла в 1953 году. Она рассказывала вымышленную историю о команде солдат, которые выживают в авиакатастрофе и оказываются в тылу врага. Один из них увлекается привлекательной девушкой и привязывает ее к дереву. Эта сцена известна крупными планами лица актрисы. В итоге такой прием стал одним из любимых у режиссера.

Затем Кубрик собрал средства на финансирование еще одного малобюджетного проекта – фильма-нуар, посвященного боксу. «Поцелуй убийцы» вышел в 1955 году. В этот момент режиссер объединился с продюсером Джеймсом Б. Харрисом, чтобы создать Harris-Kubrick Productions. Воодушевленные рецензиями на только вышедшую ленту, United Artists предоставили Кубрику достаточно денег, чтобы нанять группу качественных актеров. Среди них были Стерлинг Хэйден, Мэри Виндзор, Винс Эдвардс и Элиша Кук-младший. Результатом стал фильм «Убийство» об ограблении ипподрома. После его выхода Стэнли заметили в Metro-Goldwyn-Mayer.

Продолжая добиваться успеха в Голливуде, Кубрик получил немалые деньги на съемки антивоенной драмы «Тропы славы». Картина реализовала прекрасный сценарий на основе романа Джима Томпсона. Еще одна особенность Кубрика – он практически всегда брал за основу рассказы и романы, сотрудничая с авторами для создания фильма.

Режиссер несколько месяцев работал над созданием «Одноглазых валетов» 1961 года. Однако он не смог договориться с актером Марлоном Брандо. Творческие разногласия между ними привели к тому, что Стэнли ушел, а картину снял сам Брандо. Затем Кубрик принял предложение Кирка Дугласа взять на себя съемки «Спартака».  Эпический фильм о восстании рабов в Римской империи длился более трех часов. Хотя некоторые критики считали его слишком длинным, большинство согласилось с тем, что он значительно лучше, чем стандартный приключенческий фильм «с мечом и сандалиями».

Когда Кубрик перевез свою семью в Англию, он снял «Лолиту», киноверсию скандального романа Владимира Набокова. Через два года вышел «Доктор Стрейнджлав, или как я перестал бояться и полюбил бомбу», став также культовым. Он принес Кубрику первую номинацию на Оскар за лучшую режиссуру. Следующие 4 года Кубрик провел, создавая «Космическую одиссею 2001 года». Это научно-фантастическая эпопея, основанная на запоминающемся рассказе Артура Кларка. Тогда режиссер все чаще стал использовать классическую музыку, выбирая произведения заранее. Сюжет ленты был довольно сложный, а неоднозначная концовка вывела критиков из себя. Стэнли всегда отказывался обсуждать эти моменты с журналистами.

Фильм «Заводной апельсин» 1971 года также является адаптацией романа, на этот раз Энтони Берджесса. Жестокий и циничный, он получил рейтинг X (для взрослых) за чрезмерное насилие. Несмотря на это, лента была номинирована на премию Оскар за лучшую картину, лучшего режиссера и лучший сценарий.

Еще 4 года ушло на фильм «Барри Линдон». Навязчивое стремление Кубрика к съемкам с естественным освещением того времени потребовало создания специальной камеры. Он был столь же дотошным в своих требованиях относительно дизайна производства и костюмов. В результате картина, возможно, стала одним из самых красивых фильмов. Однако критики снова поставили под сомнение работу режиссера. К сожалению, это случалось довольно часто. А с последующим «Сиянием» по Кингу были проблемы и с автором, которому не понравилась экранизация его книги. После этого настало затишье на целых 7 лет.

«Сияние»: за и против

Премьера фильма состоялась 23 мая 1980 года. Тогда лента собрала $44 млн, превысив свой бюджет более чем в два раза. Картина выходила в повторный прокат в разных странах в 2001, 2012, 2017 и 2019 годах. Также в 2019-м перемонтированная лента была показана на Каннском кинофестивале в секции Cannes Classic.

Впрочем, первоначальная реакция зрителей и критиков на «Сияние» была неоднозначной. Фильм получил номинации на несколько важных наград, однако лишь актёр второго плана Скэтмэн Крозерс получил «Сатурн». Организаторы «Оскара» и «Золотого глобуса» ленту проигнорировали. 

Не последнюю роль в этом сыграли завышенные ожидания критиков: Кубрик уже был культовым режиссёром, а книжная версия «Сияния» — бестселлером. Однако новая работа Кубрика в некотором смысле разочаровала зрителей.

Так, волну возмущения вызвали расхождения фильма с романом. Претензии на этот счёт выдвинул сам Стивен Кинг. Писатель заявил, что Кубрик опустил ряд принципиально важных моментов: из сценария исчез автобиографический компонент, а в изменённой концовке не осталось и следа от попытки Джека спасти свою семью.

Огорчил Кинга и актёрский состав: Джек Николсон с самого начала выглядел безумцем, тогда как его герой Джек Торренс должен был пройти путь от психически стабильного человека до монстра (писатель в главной роли ожидал увидеть Джона Войта или Майкла Мориарти). Игру Шелли Дюваль Кинг также счёл неубедительной.

Критик Гэри Арнольд из The Washington Post назвал экранизацию «нудной, тусклой выжимкой романа-бестселлера Стивена Кинга». Он также раскритиковал актёрскую игру и сделал вывод, что режиссёру не удалось использовать все предложенные книгой возможности

Арнольд обратил внимание, что на фильм потратили неоправданно большую сумму и пять долгих лет (если считать время подготовки к съёмкам и постпродакшен)

Однако позже восприятие картины в корне изменилось. Один из самых влиятельных американских критиков Роджер Эберт поначалу составил неоднозначное впечатление о фильме, однако в 2006 году включил ленту в собственный список великих лент с высшей оценкой.

Профессор английского языка, специалист по творчеству Кинга Тони Маджистрале писал об экранизации «Сияния» как о сложном, многослойном произведении — и даже простил Кубрику расхождения с оригиналом.

«Только в попытках выразить словами значение этих сцен становится возможным в полной мере оценить переплетённую матрицу образов и метафор фильма… На какие бы жертвы Кубрик ни пошёл в плане физического или психологического ужаса, он сполна компенсирует это запоминающимся великолепием визуальной составляющей», — заметил он.

Что касается многослойности повествования, то критики действительно углядели в фильме ряд дополнительных смыслов. Так, кто-то счёл трагедию семьи Торренсов аллегорией разрушительного действия капитализма. Нашла отображение в ленте и проблема равенства полов: по мнению некоторых экспертов, Джек Торренс пострадал от идеи, что мужчина обязан быть успешным.

К повторному прокату фильма в 2012 году критик The Guardian Питер Брэдшоу опубликовал восторженную рецензию. Он хвалил игру актёров и разного рода художественные решения Кубрика, включая нагнетающий саспенс неспешный характер съёмки.

В 2018 году «Сияние» вошло в перечень 100 лучших фильмов ужасов в истории по версии IndieWire. На Rotten Tomatoes рейтинг фильма составляет 85% и 93%, по оценкам профессионалов и аудитории соответственно. В рейтинге сайта IMDb фильм занимает 61-ю позицию из топ-250. Лента также вошла в список самых страшных фильмов по версии Американского института кино, а Джек Торренс был удостоен 25-го места в рейтинге лучших кинозлодеев.

Влияние «Сияния» на массовую культуру измеряется множеством отсылок и пародий. Так, знаменитая фраза Николсона «А вот и Джонни» (которая, между прочим, возглавила топ-100 самых страшных моментов в кино по версии британского Channel 4) была спародирована в рекламе, сериалах «Лучше звоните Солу», «Ясновидец» и других.

Одна из трёх новелл спецвыпуска «Симпсонов» к Хэллоуину 1994 года Theehouse of Horror V носит название «Сияние»; мотивы ленты Кубрика угадываются и в других эпизодах мультсериала. Кроме того, лента послужила источником вдохновения при создании песен и клипов таких музыкальных групп, как Ice Nine Kills и Slipknot. А в картине Стивена Спилберга «Первому игроку приготовиться» отель «Оверлук» становится одной из локаций охоты за сокровищами. 

С развитием интернета «Сияние» разошлось на мемы: особенно популярны кадры, где Джек Николсон показывается в проломленной двери, а также финальная сцена, в которой его персонаж замерзает.

Лолита (1962)

Один из самых неоднозначных фильмов Кубрика.

«Лолита» Стэнли Кубрика основана на весьма спорном одноименном романе Владимира Набокова. История рассказывает о мужчине средних лет по имени Гумберт (Джеймс Мейсон), которого смертельно привлекает девочка-подросток.

Несмотря на всю сложность темы Лолиты, фильм действительно является захватывающим взглядом на табуированную одержимость. В конце концов, Кубрик ловко уравновешивает комедию и драму, воссоздавая целостную картину романа Набокова.

Стоит отметить, что режиссер частично расширил и изменил сюжет, сделав его немного сложнее оригинала. До сих непонятно, было ли это необходимо.

Страх и желание (1953)

«Страх и желание» — антивоенный фильм, снятый в разгар корейского конфликта. Стоит отметить, что картина не имеет явного отношения к какой-либо войне, скорее это просто призыв автора к миру.

Режиссерский полнометражный дебют Стэнли Кубрика был впечатляющим и резким. Зрители отнеслись к фильму лояльно, но сам Кубрик был настолько разочарован финальной версией, что до последнего боролся против его распространения. И конечно же не зря, критики фильм разгромили.

Это первая работа именитого режиссера — в те времена он еще не умел управлять процессом съемки. Именно этим обуславливается через чур слабая актерская игра в фильме. Еще более значимым недостатком картины стал сюжет — история оказалась слишком слабой и неинтересной. К плюсам фильма можно смело отнести антивоенные настроения и некую потустороннюю атмосферу.

«Страх и желание» — самый слабый фильм, созданный Стэнли Кубриком, но он все же содержит ядро авторского видения. В этом и есть вся прелесть этого кино — видно, как глубокое понимание режиссера граничит с отсутствием опыта и неуверенностью.

Фильм «Страх и желание» прекрасен в своем контексте, и слишком невзрачен без него. Поэтому лишь 13-тое место.

Лучшие фильмы Стэнли Кубрика

Первый фильм, в котором Стэнли Кубрик стал режиссером — Страх и желание 1953 года. Всего он снял более 13 фильмов, сыграл более 2 главных ролей.Средний рейтинг кинокартин режиссера: 7.8/10. Его лучшие работы:

Сияние (1980)

 8.4

The Shining
Ужас, Драма
Великобритания, США

146 мин.

Писатель Джек Торренс, страдающий от алкоголизмаи приступов немотивированной агрессии, переживает не лучшие времена. Решив изменить что-то в жизни, он отправляется на собеседование в отель «Оверлук» на вакансию смотрителя в зимний период.
Джек считает, что выдержать несколько месяцев в изоляции вполне реально и его даже не смущает, что предыдущий смотритель убил свою семью и покончил с собой. Так Торренс переезжает в отель вместе с сыном и женой и становиться просто одержимым отелем. Дэнни, …

 Трейлер

 Фильм

Интересные факты:

По словам Стивена Кинга, чей роман лег в основу проекта, во время работы над экранизацией Кубрик мог позвонить ему в три часа ночи и спросить, к примеру, верит ли он в Бога.

Эпизод с потоками крови из лифта делали год, прежде чем режиссер счел сцену удовлетворительной. Погоню в лабиринте снимали месяц, а один из разговоров главных героев постановщик одобрил лишь после 127 дубля.

Специально нанял машинистку, чтобы она на 500 страницах набрала фразы в рукопись главного героя.

Отверг примерно 300 вариантов постера фильма.

режиссер продюсер сценарист

Награды Всего: номинаций 2

Заводной апельсин (1971)

 8.3

A Clockwork Orange
Фантастика, Драма, Криминал
Великобритания, США

136 мин.

Главный герой Алекс – лидер банды подростков, которая совершает убийства и изнасилования в Великобритании. Как всегда, в конце концов его удача подходит к концу, и он оказывается арестован и осужден за убийство и изнасилование. Будучи в тюрьме, Алекс узнает об экспериментальной программе, которая направлена на то, чтобы запрограммировать в осужденных ненависть к насилию. Если он станет частью эксперимента, то его выпустят из тюрьмы раньше, чем ожидалось. Однако, когда выходит на свободу, …

 Трейлер

 Фильм

Интересные факты:

Специально ввел в сюжет змею, когда узнал, что исполнитель главной роли боится рептилий.

Велел помощнику уничтожить все неиспользованные кадры.

Лично занимался рекламной кампанией ленты, включая создание плакатов и трейлеров.

Картина появилась на киноэкранах всего через год после основных съемок. Это самое быстро снятое, смонтированное и выпущенное в прокат творение Кубрика.

режиссер продюсер сценарист

Награды Оскар: номинаций 3   Золотой глобус: номинаций 1   BAFTA: номинаций 2   Всего: побед 4, номинаций 9

Цельнометаллическая оболочка (1987)

 8.3

Full Metal Jacket
Военный, Драма
Великобритания, США

116 мин.

На американской базе подготавливают новобранцев для корпуса морской пехоты. Они готовят из обычных мальчишек жестоких, бесчеловечных натренированных убийц, которые не будут мешкать перед приказом и будут убивать без всякой жалости. Их подготавливают к войне во Вьетнаме, где машины для убийств смогут показать себя во всей красе. Они часто будут ставить перед собой вопрос «Война разве не ад?». Без него нельзя ежедневно убивать, не понимая для чего все …

 Трейлер

 Фильм

Роль второго плана

Мерфи

режиссер актер озвучка продюсер сценарист

Награды Оскар: номинаций 1   Всего: побед 4, номинаций 4

2001 год: Космическая одиссея (1968)

 8.3

2001: A Space Odyssey
Фантастика, Приключение
Великобритания, США

149 мин.

На планете Земля был обнаружен таинственный артефакт, который был назван «монолитом». Исследователям стало известно, что такие же монолиты находятся на Луне и Юпитере. Когда человечество сумело построить космический корабль, который мог бы достичь Юпитера, к этой планете была отправлена космическая одиссея под названием «Дискавери», чтобы выяснить природу монолита, находящегося там.
На время путешествия астронавты на этом космическом корабле были введены в состояние анабиоза, а следить за ними …

 Трейлер

 Фильм

Интересные факты:

Готовясь к созданию ленты, посмотрел огромное количество научно-фантастических фильмов.

Для имитации поверхности Луны заказал за рубежом несколько тонн песка, который пришлось промыть и покрасить.

Согласно со-сценаристу Артуру Кларку, режиссер хотел получить страховой полис, чтобы защитить себя от убытков в случае открытия внеземного разума до выхода фильма в прокат.

Называл эту работу своим любимым детищем.

режиссер продюсер сценарист

Награды Оскар: побед 1, номинаций 2   BAFTA: номинаций 1   Всего: побед 4, номинаций 5

Заводной апельсин (1971)

«Заводной апельсин» — это кошмарное видение антиутопии, в которой все дисфункционально. Здания разорваны в щепки, правительство тоталитарно, а банды безрассудно совершают насилие, не опасаясь последствий. Но есть еще школы, магазины, хорошо оборудованные клубы и дома. Эта дихотомия создает тревожное ощущение, что это ужасное будущее может однажды стать реальным.

«Заводной апельсин» так хорошо работает именно из-за этой приземленности. Кубрик наполняет этот циничный мир комедийными штрихами, а насилие, совершаемое его персонажами, рассматривается как нечто должное. В фильме представлен мир, потерявший все свое благо и сведенный к первозданной и плотской природе.

«Заводной апельсин», несомненно, трудный для просмотра фильм, но он показывает зло этого мира с жгучей сатирой.

Семь классических кадров из фильмов Кубрика

1 / 7

Кадр из фильма «Сияние». 1980 год

Фильм в основном снимался на британской студии Elstree Studios в Хертфоршире, куда чуткий к новинкам кинотехнологий Кубрик специально выписал из США изобретателя камеры Stedicam Гаррета Брауна. С помощью самого Брауна был снят эпизод камерой, плавно движущейся по воздуху за маленьким Дэнни на велосипеде. Чтобы имитировать взгляд ребенка с высоты его роста, Гаррет привинтил камеру к инвалидному креслу, которое катили его помощники. Эти пассажи восхитили даже Стивена Кинга, позже упомянувшего Stedicam в цикле «Темная башня».

The Producers Circle Company; Peregrine Productions; Hawk Films

2 / 7

Кадр из фильма «2001 год: Космическая одиссея». 1968 год

В начале фильма звучат аккорды из симфонической поэмы Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра», отсылающей к одноименному трактату Ницше. Музыкальная тема задает прочтение замысла фильма в духе ницшеанства: гармония мироздания и человеческого могущества должна привести к рождению сверхчеловека, образ которого возникает в финале.

Metro-Goldwyn-Mayer; Stanley Kubrick Productions

3 / 7

Кадр из фильма «Заводной апельсин». 1971 год

Кубрик увидел Малкольма МакДауэлла в фильме Линдсея Андерсона «Если…», где тот играл подростка-бунтаря, и решил, что будет экранизировать роман Бёрджесса только с ним. Режиссера привлекла необыкновенная пластичность артиста: в его фильме МакДауэлл постоянно меняет клоунские маски, переходя от агрессивного безумия к печальной беспомощности.

Warner Brothers

4 / 7

Кадр из фильма «Цельнометаллическая оболочка». 1987 год

Путь к превращению человека в машину для убийства лежит через унижение.

Warner Brothers; Natant; Stanley Kubrick Productions

5 / 7

Кадр из фильма «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу». 1964 год

Главного героя, безумного полупарализованного немецкого ученого-ядерщика, играет Питер Селлерс. Фамилия Strangelove, то есть «странная любовь», намекает на его эротическую дисфункцию. Милитаристский запал военных чинов как показная демонстрация маскулинности намекает на компенсацию этой ущербности.

Hawk Films; Columbia Pictures

6 / 7

Кадр из фильма «Барри Линдон». 1975 год

В начале фильма отец Барри погибает на дуэли. В этом эпизоде камера удаляется, увеличивая поле зрения и одновременно уменьшая изображение, будто иллюстрируя работу памяти. Смерть становится почти незначимой — так ее воспринимает маленький Барри, и такой она остается в его памяти.

Warner Brothers

7 / 7

Кадр из фильма «С широко закрытыми глазами». 1999 год

Ночная одиссея доктора Харфорда (Том Круз) приводит его на ритуальную оргию, которая для циничного материалиста становится сновидческим порталом в мир собственных упущенных возможностей.

Warner Brothers; Hobby Films; Pole Star

2001: Космическая одиссея (1968)

Для тех, кто не знаком с Кубриком, фильм может показаться нарративно тупым, тем более, что он в значительной степени полагается на визуальные эффекты.

Но если отбросить повествовательную плотность, «2001: Космическая одиссея» — это колоссальное техническое достижение. Стэнли Кубрик действительно был пионером в области кино, создав в фильме сложные декорации и внушительный реквизит. Кроме того, фирменный подход Кубрика к композиции кадров никогда прежде не был таким изысканным, как в «2001: Космическая одиссея».

Многие утверждают, что «2001: Космическая одиссея» — один из величайших фильмов, когда-либо созданных, однако несогласных с этим утверждением также не мало. «2001: Космическая одиссея» больше ориентирована на чувства режиссера, чем зрителя, и это в конечном итоге делает ее привлекательность субъективной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector